Прощай, политкорректность!

Мы думали, что это можно увидеть только в фантастических фильмах: опустевшие парижские улицы; закрытое метро; банды мародеров и смуглокожих подростков, радостно запускающих бутылки с зажигательной смесью в окна школы, больницы, церкви, детского сада; российские туристы, чье посещение Парижа ознаменовалось сидением в гостинице и дракой с "группой негров", громящих экскурсионный автобус; разговоры о введении чрезвычайного положения; костры в Бельгии, Германии, Риме: Старушка Европа - такая благополучная, такая тихая и безопасная - в огне.

11 нояб. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1851 от 11 нояб. 2005

Мы думали, что это можно увидеть только в фантастических фильмах: опустевшие парижские улицы; закрытое метро; банды мародеров и смуглокожих подростков, радостно запускающих бутылки с зажигательной смесью в окна школы, больницы, церкви, детского сада; российские туристы, чье посещение Парижа ознаменовалось сидением в гостинице и дракой с "группой негров", громящих экскурсионный автобус; разговоры о введении чрезвычайного положения; костры в Бельгии, Германии, Риме: Старушка Европа - такая благополучная, такая тихая и безопасная - в огне.

В спокойном и деловитом тоне комментариев российских политологов и аналитиков различимы нотки естественного злорадства: вы нас битые 10 лет учили, как надо с радикальными исламистами договариваться? Учили. Про свободолюбивых чеченских боевиков и права человека в своем совете Европы свысока мораль читали? Читали.

Кто говорил: "Это будут новые французы, они приедут сюда в поисках лучшей доли, воспримут все самое лучшее, что смогла произвести европейская демократия, и начнут жить и работать на благо Франции, своей новой родины, наша же задача - помочь, извиниться за колониальное прошлое, пригреть, дать пособие:"? Вы? Ну дак извольте - выходите на улицу и применяйте свою демократическую теорию на практике.

Первые ласточки кризиса стали заметны давно. Арабские кварталы Парижа жили по своим законам, ничего общего с французскими не имеющим. Здесь не хотели учить язык "новой родины", не хотели принимать ее уклад, наоборот - сюда привозились все обычаи того места, из которого переселенцы, казалось бы, бежали в поисках лучшего. Малообразованные, не стремящиеся, собственно, к знаниям, агрессивные, переселенцы-арабы вдруг стали видеть в стране, давшей им приют, дойную корову:

Французы не сразу поняли, что получили не новых граждан, а толпу, орду, для которой - как для российских гордых алкоголиков - работать дворником ниже достоинства, а для работы в офисе образования не хватает. Когда поняли, то старательно делали вид, что ничего не происходит, максимально сглаживая любые проявления конфликта - достаточно вспомнить хотя бы историю с хиджабами в школах. Вот и получается, что ради прав человека кто-то может поджечь детский сад, а кто-то не имеет права адекватно поджигателю ответить. Они судили молодой, подростково-агрессивный народ по своим, устало-либеральным меркам.

Кажется, что трагедия, вылившаяся из арабских кварталов Парижа на первые страницы всех мировых новостей, от нас, приморцев, далеко. Мы тут живем тихо и мирно, слава богу, и немцы, и поляки, и евреи, и азербайджанцы, и армяне, и русские, и еще 80 национальностей, не ссоримся. Меж тем межнациональные, строящиеся на столкновении мировоззрений, религий, образов жизни конфликты опасны тем, что могут спровоцировать подобные в любой точке планеты.

Тем более что мы живем в условиях, весьма похожих на французские. Совсем рядом, в двух шагах, огромное и перенаселенное государство. Сколько во Владивостоке китайских нелегалов - кто назовет настоящую, а не успокоительно-статистическую цифру? А ведь уже сейчас можно говорить о том, что существуют мини-чайна-тауны, где компактно проживают китайские торговцы с рынков, обувщики, ремонтники. Они занимают целые этажи в общежитиях, не хотят и не видят смысла изучать наши законы, историю, нравы. Россия для них отнюдь не новая родина и вряд ли ею станет: Меж тем - и от этого не убежишь - все больше межэтнических семей, все больше детишек появляется на свет, а значит, государство должно, обязано обратить внимание на своих новых граждан. Каким образом? Вот как видит ситуацию Юрий Авдеев, директор Института региональных проектов Тихоокеанского центра стратегических разработок: "Китаец хочет жениться на местной девушке? Хорошо. Свежая кровь придаст динамику демографическому процессу и увеличит население. Но при этом мы должны сделать все, чтобы новые приморцы были ориентированы на то, чтобы жить здесь. Не мы должны становиться китайцами, а их нужно последовательно встраивать в нашу культуру. Сила России в том, что она может ассимилировать, растворить в себе пришельцев, сделать их частью России, привить им наши духовные и культурные ценности. Это нельзя забывать".

Но главное, конечно, - умелое управление, контроль над процессом.

Можно найти и не только китайские примеры. Людей со смуглой кожей и гортанными голосами в городе очень много. Ни для кого не секрет, что большая часть плодоовощного, а также шашлычного бизнеса контролируется уроженцами Средней Азии и Кавказа. Сюда, в наш край, в Россию, они приезжают делать деньги, жить, но по каким опять же законам?

И речь вовсе не о разжигании межнациональной розни. Речь о слабости или силе власти. Речь о том, что государство не может себе позволять рефлексии в стиле Васисуалия Лоханкина, которого драли розгами, а он рассуждал про "посконную правду". Почему держатель шашлычной позволяет себе развести стадо коз и баранов чуть ли не в центре города, а соседи, задыхающиеся от смрада, не могут найти управу на предприимчивого восточного брата - ни в милиции, ни в других органах государственного контроля?

Пылающая Европа дает нам возможность извлечь урок, пока не поздно. Россия - страна большая, мирная и всем-всем открытая. Но здесь есть свои законы, которым нужно подчиняться. И другого пути нет:

Помните сказочку? Была у лисы избушка ледяная, а у зайки лубяная: Может, не надо было зайке быть таким инфантильно политкорректным?

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, "Владивосток"