В СИЗО отныне равноправие

8 ноября в здании Главного управления Федеральной регистрационной службы России (ГУ ФРС) по Приморскому краю (бывшее управление юстиции. - Прим. авт.) состоялось совместное заседание сотрудников уголовно-исполнительной системы края и Адвокатской палаты Приморского края. Заседание под руководством замначальника ГУ ФРС Владимира Беспалова было посвящено проблеме, о которой "В" рассказал в номере за 1 ноября в материале "Нападение на защиту".

10 нояб. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1850 от 10 нояб. 2005

8 ноября в здании Главного управления Федеральной регистрационной службы России (ГУ ФРС) по Приморскому краю (бывшее управление юстиции. - Прим. авт.) состоялось совместное заседание сотрудников уголовно-исполнительной системы края и Адвокатской палаты Приморского края. Заседание под руководством замначальника ГУ ФРС Владимира Беспалова было посвящено проблеме, о которой "В" рассказал в номере за 1 ноября в материале "Нападение на защиту". Напомним, что еще совсем недавно к адвокатам стали применять более сложную систему пропуска к подзащитным. В конце концов это привело к тому, что адвокаты решили бойкотировать посещение СИЗО.

Чтобы достичь компромисса, "противоборствующим" сторонам потребовалось всего лишь 30 минут.

Инструкция действует для всех

Выяснилось, что введение новой пропускной системы в СИЗО - это не блажь местного руководства, а исполнение федерального законодательства, которое ввело новый порядок входа на территорию тюремных заведений. "Вы несколько поспешили с обращением в прессу, - попенял адвокатам начальник отдела по работе с исправительными учреждениями ГУ ФСИН Игорь Петришин. - С конца прошлой недели система получения пропусков стала обязательной для всех, кто приходит по служебной надобности в следственный изолятор: и для работников нашего управления, и для УВД, и для прокуратуры, и для ФСБ. Другое дело, что мы стали вводить ее поэтапно и начали с адвокатов, не предполагая, что это приведет к конфликту:".

В общем, отныне и следователи, и адвокаты будут попадать внутрь изолятора в порядке "живой очереди".

Но возникла другая проблема - со следственными кабинетами, в которых и представители "силовиков", и адвокаты работают с арестованными. Как объяснил начальник СИЗО Алексей Шишин, равноправия между адвокатами и следователями тут быть не может. Согласно Уголовно-исполнительному кодексу. Дело в том, что адвокаты должны общаться с подзащитными в кабинетах со стеклянными дверями, через которые видно, что творится в помещении, дабы защитник не передал арестованному какой-нибудь запрещенный предмет. А вот у следователя есть право на тайну, поэтому те кабинеты, в которых работают "силовики", обычно оборудованы железными дверями. При этом следователь при желании может работать и в "открытом" помещении. Поэтому и приходится защитникам дожидаться "прозрачности", ведь за железные двери им нельзя! К тому же третья часть следственных кабинетов СИЗО Владивостока сегодня требует капитального ремонта, на который в бюджете 2005 года не заложено ни рубля - Москва не позаботилась.

Нужна демократия

Согласно официальным данным Приморского ГУ ФСИН, сегодня в СИЗО Владивостока находятся 2200 арестантов при норме в 1530 человек. Адвокаты предложили свой вариант "разгрузки" СИЗО.

Борис Минцев, президент Адвокатской палаты Приморья:

- Я считаю, что сегодня прокуратуре надо более тщательно изучить личности тех, кто арестован на время следствия по ходатайству следователей. Часть арестантов, не угрожающих обществу, можно было бы выпустить по подписке о невыезде. Сотрудники ГУ ФСИН проинформировали, что по статьям за незначительные преступления во владивостокском СИЗО содержатся 229 человек. Конечно, тут нельзя высказывать претензии сотрудникам уголовно-исполнительной системы: они охраняют тех, кто арестован решением суда. Но вдумайтесь в эти цифры - 229 человек могли бы оказаться на свободе и не перегружать площади СИЗО, усложняя работу сотрудникам изолятора! Я думаю, что пора поставить вопрос, насколько обоснованны все эти аресты. Ведь ни для кого не секрет, что зачастую следователи настаивают на аресте подозреваемого, опасаясь того, что он не будет приходить по повесткам в указанное время.

Пока этот вопрос не решился, но заинтересованные стороны надеются, что представители Федеральной регистрационной службы обратят внимание прокуратур и судов на количество арестов.

Конфликтов больше не будет

Еще один вопрос, затронутый на заседании, - прохождение на территорию СИЗО нотариусов, которые должны официально документировать сделки с имуществом (право на распоряжение которым любой следственно арестованный может доверить близким людям "с воли"). В принципе, сегодня нотариус может попасть в СИЗО и заверить сделку, но только с разрешения следователя. А поскольку такой путь может оказаться сложным (в частности, при отчуждении недвижимости человек должен показать нотариусу паспорт, которого у арестанта просто нет при себе), удостоверить доверенность отныне разрешение может дать начальник СИЗО. Этот вариант - более простой, поскольку начальник тюремного учреждения находится на рабочем месте с понедельника по пятницу...

В итоге договоренность между ранее противоборствующими сторонами (адвокатами и правоохранителями) была достигнута. Участники заседания договорились, что теперь в спорных ситуациях они будут выслушивать позицию второй стороны более тщательно и реагировать на жалобы и пожелания более оперативно.

Автор: Александр ОГНЕВСКИЙ, Нина ПЕТРУХИНА (фото), "Владивосток"