Генерал-майор Николай Вачаев: Мы проверим каждый сигнал!

Как мы уже сообщали, 18 октября в газете "Владивосток" прошла двухчасовая "Прямая линия" с начальником УВД Приморского края, генерал-майором милиции Николаем Вачаевым, в ходе которой наши читатели смогли напрямую задать свои вопросы, высказать жалобы, претензии и пожелания главному милиционеру края. Два часа телефон не умолкал. Понятно, что дозвониться смогли далеко не все желающие, но мы полагаем, что и те несколько десятков приморцев, что сумели прорваться на линию, задавали наиболее характерные вопросы, которые волнуют очень и очень многих. И практически каждый вопрос генерал Вачаев пообещал взять на личный контроль. Ниже - газетная стенограмма разговора, состоявшегося в конференц-зале "В".

3 нояб. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1847 от 3 нояб. 2005

Как мы уже сообщали, 18 октября в газете "Владивосток" прошла двухчасовая "Прямая линия" с начальником УВД Приморского края, генерал-майором милиции Николаем Вачаевым, в ходе которой наши читатели смогли напрямую задать свои вопросы, высказать жалобы, претензии и пожелания главному милиционеру края. Два часа телефон не умолкал. Понятно, что дозвониться смогли далеко не все желающие, но мы полагаем, что и те несколько десятков приморцев, что сумели прорваться на линию, задавали наиболее характерные вопросы, которые волнуют очень и очень многих. И практически каждый вопрос генерал Вачаев пообещал взять на личный контроль.
Ниже - газетная стенограмма разговора, состоявшегося в конференц-зале "В".

Участковый приходит сам!

- Алло, здравствуйте! Можно передать вопрос для генерала Вачаева?
- Здравствуйте, слушаю вас, начальник УВД Приморского края Николай Антонович Вачаев.
- Николай Антонович, у меня для вас есть информация. Меня зовут Людмила Николаевна, сама я живу на улице Новожилова, фамилию свою говорить не буду, чтобы окна не побили. У нас тут, в районе домов 6 и 8, есть гараж, в котором перекрашивают машины. Понимаете, они предпочитают их красить только по ночам, а мы от этого задыхаемся. Но мало того, они еще в этом гараже периодически молоточками постукивают, тоже по ночам. Вот в связи с этим у меня вопрос: а может, они там угнанные машины переделывают, иначе зачем им по ночам работать? А еще у них недавно пожар был, так эти работники гаража пожарным сказали, что все из-за подростков, мол, дети подожгли. Это все ерунда - мой сосед видел, что они подожгли гараж сами!
- Спасибо за информацию, мы ее обязательно проверим. Я сегодня же распоряжусь, чтобы сотрудники ГАИ города Владивостока проверили, какие именно там машины перекрашиваются, а участковому, который обслуживает ваш район, дам поручение, чтобы разобрался с экологией. Нехорошо, когда жильцы вынуждены дышать краской. Заодно он и узнает, есть ли у них вообще лицензия на эти виды работ и насколько законно они обитают в этом гараже.

- Алло, здравствуйте! Это генерал?
- Здравствуйте, да, это начальник УВД Приморья Вачаев.
- Вы знаете, Николай Антонович, вот хочу пожаловаться на вашего участкового по фамилии Норсултанов, он забрал паспорт у моего сына и не отдает уже несколько месяцев!
- Можно фамилию вашего сына, район и причины, которые называет участковый, чтобы не отдавать паспорт?
- Мой сын - Коротаев Сергей Егорович. Участковый Норсултанов забрал у него паспорт, когда еще работал в Первореченском РУВД Владивостока. Сейчас он перевелся в Первомайский район, и мы просто не можем никак его застать на рабочем месте. Уже не знаем, как быть...
- Все просто. Завтра вы должны подойти с утра в милицию общественной безопасности Первореческого РУВД на улице Гамарника. Я сейчас позвоню туда, чтобы приняли меры. Паспорт вам однозначно вернут. А руководство УВД города Владивостока поинтересуется у участкового причинами, по которым он на столь длительное время изъял документ...

- Николай Антонович, надеюсь, вы хоть мне поможете. Меня зовут Светлана Дивина, я недавно приехала из Сибири в село Прохладное Надеждинского района к отцу и застала его в неприглядном виде. Получается: дальний родственник обманом завладел паспортом отца и сделал от его имени договор дарения на свое имя на жилплощадь. Теперь отца выгоняет просто на улицу. Был суд, но он сложился не в нашу пользу. А отец уже не знает, что ему делать. Уже участковому рассказал, что этот родственник в районе занимается кражами, чтобы пресекли его деятельность - и ноль внимания. Участковый так и сказал: "У вашего родственника здесь все куплено, все, что вы делаете, - бесполезно". Подскажите, что нам делать. У меня такое ощущение, будто я не в другом регионе России, а в другом государстве.
- Светлана, вам надо поступить следующим образом. Я сейчас позвоню начальнику Надеждинского РОВД полковнику милиции Бондаренко. Он будет вас ждать завтра. Вы только, пожалуйста, захватите все документы с собой, чтобы мы могли сразу дать оценку всем имеющимся фактам. Вероятнее всего, тут имеет место мошенничество, тем более что с подобными схемами милиция сталкивается не впервые. А лучше всего, если сразу после визита к Бондаренко вы приедете завтра еще и на прием ко мне...
- А как к вам попасть?
- Телефон моей приемной 214-375. Я завтра предупрежу, что вы должны подъехать. Здание УВД края находится на улице Алеутской, 44.
- Не думала, что все так быстро будет!
- Для этого я и общаюсь с населением!

- Алло, здравствуйте. Это генерал Вачаев?
- Да, слушаю вас...
- Здравствуйте, я хочу вам сказать, Николай Антонович, что милиция занимается вымогательством.
- Представьтесь, пожалуйста, и расскажите поконкретнее, что случилось.
- Меня зовут Светлана Федоровна, а история у меня такая. Во Владивостоке в ночь с 3 на 4 июня моя 29-летняя дочь возвращалась с праздника, и в районе остановки "Постышева" ее остановили два гаишника на темной иномарке. У них номера были не синие, милицейские, а обычные белые. Они пообещали ее автомобиль забрать на арестплощадку и потребовали денег за то, чтобы отпустить. Денег у нее не было, она позвонила нам. Когда мы приехали, один из гаишников увел мужа в свою машину и потребовал 10 тысяч рублей. У нас не было таких денег, и муж отдал все, что было, - 7600. Милиционер еще ругался, что мало дали... Эти деньги для нас были очень важны. Это были последние деньги. Я сама инвалид, перенесла три инфаркта, а муж-пенсионер вынужден работать в 65 лет.
- Светлана Федоровна, вы записали номер их автомобиля?
- Да, записала. Могу вам его предоставить. Накажите их, пожалуйста...
- Светлана Федоровна, эти люди совершили преступление и не должны работать в милиции. Давайте сделаем так: завтра вы приезжаете ко мне и называете номер автомобиля, а управление собственной безопасности постарается установить, кто это был. И даже если мы не привлечем их к уголовной ответственности, то найдем способ убрать их из милиции. Такие люди грабят граждан и позорят других сотрудников. Я вам скажу так: обо всех подобных фактах надо сразу сообщать в управление собственной безопасности УВД ПК. Там обязательно примут меры.

- Николай Антонович, извините за беспокойство, это звонит Минаева Лидия Сергеевна, председатель правления садоводческого товарищества "Айболит" из Кипарисово. У меня такой вопрос: имеют ли право сотрудники милиции навязывать свои охранные услуги? И должны ли они подписывать договоры на охрану?
- Конечно, не имеют. Охранять имущество граждан по договорам имеют право только сотрудники отделов вневедомственной охраны, и то все платежи должны проходить официально - через сберкассу. А в чем у вас проблема?
- У нас раньше якобы заведовал охраной местный милиционер по имени Петр. Пока он якобы охранял, наши участки разворовывали окрестные бомжи, и не только бомжи. Но за охрану деньги Петр все равно требовал. Недавно его за что-то посадили в тюрьму на шесть лет, так заявилась его жена и требует, чтобы мы платили ей за охрану. Я отказалась. Тогда пришел еще один милиционер, тоже наш, местный, и сказал, чтобы мы ей платили, а он тоже будет помогать охранять.
- Их требования незаконны. Вы вправе обратиться с жалобой на их действия к нам, в управление, или в прокуратуру района. Думаю, после этого все эти люди перестанут навязывать свою охрану. А еще для охраны дачных участков вы можете обратиться в Надеждинский РОВД - у милиции края налажены хорошие отношения с казаками, которые тоже охраняют участки и оказывают большую помощь местной милиции. Думаю, для вас это хороший выход.

- Товарищ генерал, вас беспокоит ветеран, гвардии подполковник в отставке Берднер Данил Львович. Я живу на улице Фадеева, а отдел милиции, за которым мы закреплены, - на улице Нейбута. Наши участковые находятся там, но мы никак не можем их найти. Телефоны, которые нам оставляют, молчат, в кабинетах их нет, а ведь мне, старику, 82 года - много ли наездишься туда? Далеко... Раньше у нас, на Фадеева, был опорный пункт милиции, который работал в определенные дни. Потом его убрали. А ведь место под опорный пункт есть. На Фадеева, 10-б раньше был детский клуб "Космонавт" в полуподвальном помещении. Потом клуб закрылся, и там стали жить бомжи, двоих из которых там же убили в прошлом году. Я считаю, что в этом месте можно было бы сделать опорный пункт, что решило бы многие проблемы...
- Уважаемый Данил Львович, спасибо за ваш звонок. Действительно, я сегодня же дам поручение начальнику УВД Владивостока изучить этот вопрос. Мне ваше предложение нравится. Я сам работал участковым пять лет и знаю, что он должен владеть информацией по своему району и его все должны знать в лицо. Кроме того, еще два года назад было принято решение, что каждый участковый уполномоченный края должен напечатать свои визитные карточки и раздать лично в руки каждому жителю обслуживаемой территории. На этих визитках должно быть написано следующее: фамилия, имя, отчество, звание и должность, границы территории, телефоны и время приема. Насколько я понимаю, это сделано не во всех районах, раз имеются такие нарекания со стороны населения. Поэтому я еще раз поставлю вопрос перед службой участковых о том, чтобы все сотрудники этих подразделений познакомились с гражданами и представились им. Именно для этого мы стали проводить во Владивостоке встречи участковых с населением, где присутствую лично я сам или кто-то из моих заместителей, чтобы острые вопросы, поднятые на этих встречах, потом не "спускались на тормозах".

Прислушайтесь к старшим

- Николай Антонович, это вам звонит Черемных Валентина Ивановна, старшая по дому с улицы Русской, 66. У меня вот какой вопрос: под окнами трех наших домов каждую ночь организовывается несанкционированная стоянка. Местные коммерсанты сделали так, что там ставят 80-90 машин каждую ночь. Эти машины перегораживают проезд другим машинам, в том числе и "скорой", а половина жителей - старики, мы уже больные все. Эти автомобили гудят, скрипят, будят нас гудками сигнализаций - жить просто невозможно стало из-за шума! В прошлом году я к вам обращалась - там всех разогнали, несколько месяцев была тишина. А сейчас снова этот террор. Звонила в ГАИ, а там мне говорят: "Если вам мешают эти машины, скиньте на них бутылку с водой!". Это что, ответ милиционеров?
- Валентина Ивановна, давайте все сделаем по закону. Коль уж вы старшая по дому, организуйте сход трех домов, я обязательно туда приеду. После этого мы направим все материалы на административную комиссию в администрацию Владивостока, которая примет к нарушителям самые суровые меры, а главное - запретит организовывать там стоянку. Если же у этих коммерсантов еще и лицензии нет на такого рода деятельность, то мы проверим их со всей положенной по закону тщательностью.

- Здравствуйте, это вас беспокоит Николай Александрович, житель улицы Садовой во Владивостоке. Можно один вопрос генералу?
- Я вас слушаю, это Вачаев, начальник УВД ПК.
- Николай Антонович, я вас хочу спросить насчет 02. Вот мне недавно в дверь ломились пьяные хулиганы. Я звоню на 02, а мне дают шестизначный номер райотдела, по которому я не могу дозвониться. Ведь пока дозвонишься - ворвутся и убьют!
- Спасибо за вашу информацию. Я задам этот нелицеприятный вопрос начальнику штаба УВД Владивостока. Дело в том, что мы специально сделали пятиканальный телефон 02, чтобы любой человек мог дозвониться в любое время и милиция смогла бы оперативно выдвинуться ему на помощь. Такие отсылы на другие номера - явное нарушение. Будем с этим разбираться.
- Тогда, товарищ генерал, еще один вопрос. Вот у нас здесь, на Садовой, каждую ночь гремят какие-то взрывы. А милиция на них не реагирует. Куда уже только не звонили - ни разу ни один наряд не приехал.
- С этим тоже разберемся. Я добиваюсь как раз того, чтобы на обращения граждан милиционеры реагировали быстро и качественно. По данному факту проведем проверку и примем необходимые меры.

- Алло, здравствуйте, Николай Антонович! Это к вам обращается старшая по дому № 28а на Партизанском проспекте, меня зовут Анна Наумовна. У меня сразу несколько вопросов. Во-первых, мы сидим без холодной и горячей воды, потому что у нас тут все перекопали какие-то непонятные рабочие. Теперь ни пройти, ни проехать, уже должна быть вода, а нет ее, права наши нарушены. Во-вторых, у нас тут расположен "Некрополь", который еще несколько лет назад пробил в доме дверь, а теперь вывешивает огромные плакаты про похороны. И это в центре города! И в-третьих, у нас тут СИЗО рядом, так теперь все те, кто приходит к арестантам, сидят у нас в подъезде, двери ломают, лампочки бьют, толпами собираются. Мы их просто боимся! А когда недавно тут прошел милицейский наряд с собакой - они все мгновенно исчезли.
- Анна Наумовна, я вас понял. Мы обязательно проверим, кто и что у вас перекопал и почему не соблюдены обещанные сроки подачи воды. Второе: с руководством "Некрополя" обязательно поговорим и, если какие-то вывески размещены незаконно, будем решать с администрацией города вопрос, чтобы их убрали. И третье: мы обязательно передвинем наряды городского полка ППС так, чтобы они каждый день патрулировали ваш район с 17 часов до часу ночи. Думаю, желающих хулиганить в вашем доме значительно поубавится...

- Николай Антонович, к вам обращается Скубеева Галина Александровна из дома № 16 на улице Сабанеева. У меня с квартирой начинается шантаж какой-то. Мне постоянно звонят какие-то люди, представляются работниками УВД, которые разыскивают некоего Ределина Игоря Альбертовича, якобы прописанного у меня. Они говорят, что он им миллион должен. Я с ними разговаривала не один раз, они говорят, что он у меня в квартире прописан. Я уже проверила в ЖЭУ - никто у меня не прописан. А они уже приходить стали, требуют его! Я не знаю, что мне делать!
- Галина Александровна, не беспокойтесь. Мы выясним, кто к вам приходил и с какой целью. Вы не волнуйтесь, координаты ваши я записал, кто такой этот Ределин, мы тоже разберемся!

- Товарищ генерал, вам звонит Жасмин Андрей Алексеевич из Дальнереченска. У меня вот какая проблема. Некоторое время назад я продал автомобиль, а некий сотрудник РЭО, капитан милиции, говорит покупателям, что мои документы на автомобиль фальшивые, номера двигателя и кузова перебитые. Причем лично со мной он незнаком, откуда эта неприязнь - не знаю. Когда я пошел к нему разбираться, зачем он говорит заведомую ложь, он просто меня обматерил прилюдно, обозвал как хотел и даже не объяснил, за что. А когда я пришел к его начальнику, тот сказал: "Ну, вот такой он у нас, горячий!". Понимаете, мало того, что он хамит, так он еще и поставил под сомнение мое честное имя!
- Андрей, напишите заявление на мое имя и передайте его мне. Мы изучим и машину, и документы, и поведение нашего сотрудника. И если действительно подтвердится факт того, что он превышает свои полномочия, злоупотребляет властью и хамит - мы очистим свои ряды от такого офицера. Нам такие сотрудники не нужны, такого рода люди позорят службу.

- Алло, здравствуйте, Николай Антонович. Это вас беспокоят из поселка Восток Красноармейского района, совет ветеранов, вы с нами встречались уже, вы нас знаете...
- Здравствуйте, я помню. Какой у вас вопрос?
- Проблема вот в чем. В 18-й школе поселка некое ООО открыло ночную дискотеку. Мы думали, что это на лето, но она продолжает работать и по сей день, когда уже идет учеба. Нарушений масса: детям продают слабоалкогольные коктейли, презервативы. Заходишь, а там 14-летние подростки уже пьяные сидят, а милиционеры чуть ли не талончики на вход продают. Понимаете, это же школа! Это дети! И кто вообще дал разрешение на эту деятельность?
- Спасибо за информацию, я завтра же вышлю туда группу сотрудников из УВД ПК для того, чтобы на месте разобрались по существу. Вы же знаете, что существует постановление, запрещающее продавать алкоголь даже возле школ. А уж о том, чтобы это происходило в школе, не может быть и речи!
- Николай Антонович, и еще одно пожелание. Вы просто узнайте, сколько в районе за последнее время умерло людей, употреблявших несертифицированную алкогольную продукцию. Это же ужас! Во многих магазинах продаются всякие дешевые заменители водки, которыми спаивают народ. Всякие "Пушистики" - якобы средства для протирки стекол, а на самом деле это просто спирт, продаваемый в хозяйственных отделах не как водочная продукция, а как хозяйственное средство. В итоге люди пьют эту гадость и умирают!
- Эти факты мы тоже обязательно проверим. И за все выявленные нарушения привлечем к ответственности.

От редакции "В". Похоже, "Прямая линия" читателей "В" с начальником УВД Приморского края, генерал-майором милиции Николаем Вачаевым в определенной степени развеяла расхожий миф о том, что "народ не доверяет милиции". Разговор состоялся конструктивный, а главное - обоюдно полезный. Руководство краевого УВД теперь реально представляет себе мнение граждан о болевых точках и проблемах в работе районных отделов милиции; люди же, в свою очередь, поняли, что всегда есть способы разрешить возникшие вопросы законным путем.

Личный контроль генерала - эффективная вещь. Тем не менее с помощью пресс-службы УВД края мы рассчитываем еще раз вернуться к темам, обозначенным в ходе состоявшегося разговора, и рассказать, как решались поставленные нашими читателями вопросы.

Автор: Александр ОГНЕВСКИЙ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"