Планируете ли Вы окунуться в прорубь на Крещение?

Электронные версии
Культура, история

Искусство плавания во льдах

В эти дни в северных регионах Дальнего Востока, а также в ведущих судоходных компаниях Приморского края подводят итоги арктической навигации 2005 года.

В эти дни в северных регионах Дальнего Востока, а также в ведущих судоходных компаниях Приморского края подводят итоги арктической навигации 2005 года.

Уже сейчас можно сказать, что целом она прошла по плану, без срывов и потерь - практически все грузы, предъявленные заказчиками, перевезены в порты и порт-пункты Восточного сектора Арктики, чукотского побережья, Корякии, Камчатской и Магаданской областей.

Надо сказать, что и ледовые условия в этом году большей частью благоприятствовали мореплаванию в районах с ограниченным сроком навигации.

Однако - и об этом хорошо знают и помнят матерые ледокольщики - так было далеко не всегда. Более того: никто не ведает, какие сюрпризы может преподнести Восточная Арктика, по праву считающаяся самым трудным в мире районом регулярного мореплавания, через год, пять, десять лет. И потому не грех сегодня вспомнить о тех драматических событиях, которые разворачивались в дальневосточных морях ровно 40 лет назад.

...Поначалу навигация 1965 года не предвещала ничего дурного. Однако чем ближе подходил конец недолгого полярного сезона, тем сплоченнее и тяжелее становились ледовые поля, все меньше делались заприпайные полыньи, исчезало главное в таких условиях - свобода маневра. 20 сентября теплоход "Витимлес", следуя из Провидения в Певек с грузом угля для северян, в районе острова Шалаурова попал в зону тяжелого льда. Абсолютно лишенное возможности двигаться самостоятельно судно простояло здесь в ожидании ледокольной проводки ровно 30 (!) дней. 20 октября на выручку подошли сразу два линейных ледокола - "Москва" и "Ленинград". Только недавно полученные из новостроя в Финляндии, на тот момент это были самые современные, самые мощные ледоколы на Дальневосточном бассейне (мощность силовой установки у каждого - по 22 тысячи лошадиных сил), пришедшие на смену двухтрубным "угольщикам". Однако и они уже ничего не могли поделать. К этому моменту в том месте, где находился "Витимлес", началось мощное и беспрестанное торошение льда - жуткое явление, которое опытные полярники называют "ледяная река" и в результате которого корпус судна получил повреждения и начал пропускать забортную воду. Оба ледокола практически сразу потеряли ход. Попытки передать с "Москвы", а затем и с "Ленинграда" мощные электропомпы производительностью до 500 тонн в час к успеху не привели. Арктика, захватив свою добычу, не собиралась ее отпускать. В 12 часов 7 минут местного времени 24 октября в точке с координатами 70 градусов северной широты и 175 градусов восточной долготы над ушедшим в пучину "Витимлесом" сомкнулись льды. Весь экипаж был эвакуирован ледоколами.

...Естественно, как всегда в таких случаях, ЧП долго разбирала высокая комиссия. Ее выводы во многом оказались уникальными; не секрет, что в Советском Союзе любили находить (в крайнем случае назначить) виновных. Однако в выводах комиссии черным по белому записано: "Данный случай с т/х "Витимлес" классифицируется как кораблекрушение, вызванное действием непреодолимой силы при плавании во льдах. Вины экипажа "Витимлеса", экипажей ледоколов и руководства морскими операциями Восточного района Арктики комиссия не усматривает...".

Старые, опытные моряки - а именно они обычно работают в таких комиссиях - стараются избегать пышных, цветастых выражений. В этом смысле слова "непреодолимая сила" дорогого стоят. Заметим, что за прошедшие годы эта сила отнюдь не ослабла - ярким примером служит гибель примерно в том же районе 7 октября 1983 года теплохода "Нина Сагайдак". И тоже на виду двух ледоколов - "Ленинграда" и "Капитана Сорокина", которые ни на миллиметр не могли придвинуться к тонущему судну.

Впрочем, вернемся в 1965 год. Казалось бы, "получив жертвоприношение", океан должен был успокоиться. Но не тут-то было. Драматические события продолжались; но теперь уже в юго-западной части Охотского моря, в так называемом Сахалинском заливе. Здесь, выполняя снабженческие рейсы назначением на северные сахалинские порты Оха и Москальво, оказались зажаты тяжелыми льдами и вынуждены были остаться на зимовку восемь (!) судов различных судоходных компаний бассейна. В том числе пришедшие на помощь трем транспортным теплоходам и двум дизель-электроходам спасательное судно "Аргус" и два морских буксира "Атласов" и "Свободный". Последний чувствовал себя среди ледяных полей отнюдь "не свободно".

Три осенне-зимние попытки мощных линейных ледоколов освободить дрейфующий во льдах караван ни к чему не привели. И только более чем через полгода после начала ледового плена, в конце мая, линейный ледокол "Ленинград" при поддержке двух малых портовых ледоколов сумел пробить в ледяной каше канал и вывести застрявшие суда. Во многом это удалось сделать благодаря мастерству и опыту капитана "Ленинграда", прославленного ледокольщика Юлия Петровича Филичева (ныне, к прискорбию, покойного). О нем стоит сказать отдельно - человек, 40 лет проработавший в ДВМП, из них 30 лет простоявший на мостиках линейных ледоколов, Филичев владел искусством ледового плавания так, как мало кто из его коллег. Неспроста (редкий случай в жизни любого капитана) ему дважды доверяли принимать с новостроя новые ледоколы. А уж Восточный сектор Арктики, Охотское море Юлий Петрович знал как свои пять пальцев. К сожалению, в недавно изданной к 125-летию пароходства книге в одном из упоминаний о нем вкралась досадная опечатка, но старые моряки, ледокольщики хорошо знают и помнят ледового аса Филичева. И будут помнить долго, потому что сегодня за штурвалами ледоколов стоят его ученики.

Почему мы вспоминаем сегодня об историях минувших лет, о мастерах ледового плавания? Потому что после известного спада 90-х годов прошлого века интерес к Арктическому бассейну вновь начал возрастать. А практически в том же районе, где 40 лет назад благодаря искусству Юлия Филичева удалось спасти зимующие суда, вновь начинается активное круглогодичное мореплавание - теперь уже связанное с добычей углеводородного сырья на Сахалинском шельфе и его транспортировкой. Значит, опыт, наработанный поколениями ледовых капитанов, никуда не делся, значит, и сегодня, и завтра он будет востребован в повседневной работе.

Автор : Андрей ОСТРОВСКИЙ, "Владивосток"

comments powered by Disqus
В этом номере:
Полицейская по кличке Марго

Вчера полицейские Приморского наркоконтроля закончили проверку школ Первомайского района Владивостока. Итоги шокирующие: всего три из 15 учебных заведений оказались идеально "чистыми". В остальных обнаружены следы употребления наркотиков. На очереди - школы остальных четырех районов приморской столицы. В этом важном деле люди вынуждены прибегнуть к помощи своих четвероногих друзей.

Прививка не повредит

Сегодня российские специалисты всерьез озабочены птичьим гриппом. Новой вспышки этого заболевания они ожидают весной, когда птица, улетевшая на зиму на юг, начнет возвращаться домой. Эта тема обсуждалась в Приморье на прошлой неделе в ходе визита руководства Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору России.

Выбор нового поколения

ОАО "Владивосток Авиа" продолжает оставаться в числе немногих российских авиакомпаний, демонстрирующих увеличение объемов всех основных производственных показателей. Несмотря на безудержный рост цен на авиационное топливо, по итогам деятельности за девять месяцев 2005 года авиакомпания добилась роста и финансово-экономических показателей по сравнению с аналогичным периодом 2004 года. Сегодня в себестоимости авиабилета 45 проц. составляет цена на авиатопливо.

В Дальнегорске новый мэр?

В минувшее воскресенье в Дальнегорске состоялось повторное голосование по выборам главы Дальнегорского городского округа.

Открыт сезон поздравлений

В конце октября во всех отделениях связи Приморья появились новогодние открытки. В этом году их поступило больше обычного.

Последние номера