Как я была помогайкой

Предложение поступило неожиданно: одна моя приятельница пригласила прокатиться на выходные дни в Суйфэньхэ, причем совершенно бесплатно - в роли помогаек. Можно выразиться и по-заграничному более тонко - "кэмэлов", что в переводе на русский все равно будет звучать неблагозвучно - "верблюдов". Я согласилась не раздумывая - прежде всего из спортивного, вернее, журналистского интереса. К тому же у меня нет "связей",чтобы попасть в ряды помогаек (там существует своя очередь), - знакомой повезло больше, она оказалась родной сестрой руководительницы одной из туристических компаний.

28 окт. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1844 от 28 окт. 2005

Предложение поступило неожиданно: одна моя приятельница пригласила прокатиться на выходные дни в Суйфэньхэ, причем совершенно бесплатно - в роли помогаек.
Можно выразиться и по-заграничному более тонко - "кэмэлов", что в переводе на русский все равно будет звучать неблагозвучно - "верблюдов".
Я согласилась не раздумывая - прежде всего из спортивного, вернее, журналистского интереса. К тому же у меня нет "связей",чтобы попасть в ряды помогаек (там существует своя очередь), - знакомой повезло больше, она оказалась родной сестрой руководительницы одной из туристических компаний.

Отступление первое.

Каждый гражданин России, имеющий загранпаспорт, один раз в неделю по закону имеет право съездить в КНР и привезти 50 кг беспошлинного груза. Это записано в п.1 ст. 282 Таможенного кодекса РФ. Предприимчивые люди быстро сообразили, что можно зарабатывать на сдаче в аренду этого своего законного права.

Новая каста туристов

Отправлялись в поездку ранним утром, вернее сказать, почти ночью. На улице было довольно прохладно, поэтому в ожидании автобуса мы с приятельницей зашли в помещение туристической фирмы погреться - путь предстоял не ближний: несколько часов на колесах до ст. Гродеково, затем - на поезде до Суйфэньхэ. Пока мы "гуляли", подали автобус, и все приличные места разобрали - нам достались откидные, довольно хлипкие и неудобные. Что значит "чайники":

Со слов знакомой я знала, что из 18 туристов нашей группы половина - помогайки. Но внешне это никак не проявлялось. Руководительница Нина Ивановна тоже ничем не выделяла "спецконтингент". Она сделала поименную перекличку и попросила каждого запомнить свой личный порядковый номер (у меня оказался 12, слава богу, что не чертова дюжина) и знать в лицо человека, за которым будешь переходить границу. Там все должно быть организованно и быстро.

Надо сказать, что сейчас, как правило, помогайка за путевку не платит, это делает туристическая компания. Для "кэмэлов", вернее, фирм, которые их нанимают, самый выгодный тур - поездка в Суньку на два дня и одну ночь. В нашей туркомпании он стоил 2 тыс. 700 руб.

Задача помогайки - перенести через таможню для китайских "миш" и "вань" или русских коммерсантов полцентнера груза (обычно его укладывают в два полосатых или клетчатых баула - "спецмаркировка" китайского товара). Для себя он может прикупить шмоток весом от 2 до 5 килограммов (в каждой туркомпании свои правила). Больше того, по окончании "работы" ему выплачивают вознаграждение. Забегая вперед скажу, что я и мои "подельники" получили по 100 рублей на нос. Раньше условия для помогаек были более выгодными - за один такой вояж можно было заработать 500-700 рублей.

На станцию Гродеково мы, как оказалось, прибыли с немалым запасом времени, поэтому здесь пришлось томиться больше полутора часов. В огромном помещении шел косметический ремонт, сильно несло запахом краски и какой-то "кислой" мастики. Ни одной лавочки не было, поэтому мы облюбовали новые мраморные ступеньки, ведущие на "бельэтаж", и очень удобно там расположились на некоторое время. Вообще, при пересечении границы из России в Китай мне запомнились два момента. Первый: не забудьте снять обложку с загранпаспорта, если таковая имеется, иначе можете нарваться на неприятности при оформлении документа, вам не только не улыбнутся (это в порядке вещей), могут просто наорать. Второй: линию паспортного контроля нужно пересекать строго по одному - за нарушение штраф 1000 рублей, по крайней мере, так гласит объявление.

...Наконец, мы жизнерадостно уселись в вагон, успев предварительно заглянуть в магазинчик беспошлинной торговли. Нас там ничего не тронуло, обычный набор: шоколад, сигареты, спиртное. Кое-кто из группы прикупал водочку в дорогу. В поезде, когда мы с приятельницей захотели сфотографироваться на память о начале путешествия, руководительница категорически запретила это делать: "Увидят - будут неприятности. Граница". Тут я вспомнила рассказ другой моей знакомой, иностранки, у которой на станции Гродеково пограничник засветил пленку, когда увидел, что она снимает. Правда, было это на перроне. На всякий случай мы не стали спорить.

Отступление второе.

Помогайки - это давняя головная боль для таможни и серьезная проблема для государства. Дело не только в том, что они завозят беспошлинный товар. По закону, вещи, изделия для продажи должны иметь ряд сертификатов, в том числе гигиенических, что, понятное дело, в конечном счете увеличивает их розничную цену. Или они попросту не выдерживают проверки на знак качества.

В том случае, когда турист покупает для себя пару кофточек, при производстве которых использовалась, скажем, "аллергенная" краска - это его личные проблемы. Но когда партия в сотни таких кофточек через помогаек, этих лжетуристов, попадает на рынок - это проблема уже сотен обманутых покупателей. Страшно подумать, сколько продается на китайских рынках таких не прошедших проверку опасных детских игрушек, некачественной обуви, ведущей к появлению плоскостопия, сковородок с ядовитым покрытием.

Тем не менее жители приграничных сел и поселков продолжают ездить на заработки в КНР (некоторые при этом умудряются делать по шесть "ходок" в месяц), потому что не могут найти подходящей работы у себя дома. К тому же, как считают многие, это все же лучше, чем выращивать и продавать коноплю или незаконно валить лес, продавая его за бесценок все в тот же Китай.

Человек меняет профессию

О себе помогайки рассказывать не любят. Все же за время поездки мне удалось услышать несколько историй. Вот одна из них.

- "Кэмэлом" начала работать пять лет назад, когда мне было 19 лет, мама устроила, - разоткровенничалась Татьяна, молодая знойная женщина, когда мы зашли в кафе выпить чая с пирожным. - В то время нам еще по 500 рублей платили. Это были деньги. Первый раз, когда выехала в Китай, настоящее потрясение испытала от жареных пельменей и дешевой кока-колы. Сейчас это кажется смешным. Хотя одна из прелестей моей новой "профессии" (вообще-то я парикмахер, в данный момент в декретном отпуске, сыночку еще годика нет) - вкусно поесть. Я стараюсь именно в Китае отмечать день рождения - компания выкатывает большой вкусный торт (даже если ты помогайка), к тому же можно всех от души накормить, угостить ананасовым пивом, я его очень люблю, повеселиться на славу, потанцевать, например. Или отправиться в парикмахерскую, на массаж, принять солевую ванну. По крайней мере, один день принадлежит мне полностью, и я отдыхаю на всю катушку. А если нужно что-то существенное для дома, для семьи привезти - плачу 70 рублей за килограмм туристу с "недовесом", и нет проблем.

В нашем купе, где, как оказалось, разместились одни лишь помогайки, были два врача - кардиолог и терапевт, молодая учительница английского языка, муж и жена - пенсионеры, словом, приятный и общительный народ. Практически все с высшим образованием и разносторонними интересами. Для одних это "выход в свет" - так сказали пенсионеры, для других - свой маленький бизнес или домашняя "программа": для квартиры, для детей.

Что касается руководителей групп, у них тоже есть свой интерес: они могут "помочь" перевезти лишний груз или выбрать норковую шубку, навороченный сотик, бытовую технику (ее здесь тоже научились делать неплохо). У них есть "свои" продавцы, которые, как правило, предлагают неплохой товар. Навар зависит от цены покупки, по крайней мере, с одной норковой шубки, как говорят, они имеют до 100 долларов.

Не буду описывать почти полтора дня, проведенные в Суньке. Ее не случайно прозвали городом-универмагом. Здесь можно купить все и на любой вкус (все равно он окажется китайским). Скажу только, что мы успели пройтись по магазинам, вкусно пообедать в "Максиме", побывать в буддийском храме и даже посетить знаменитую ночную "помойку", где при тусклом свете фонарей можно купить любую вещь, даже джинсы, - за 10-20 юаней (курс на время нашей поездки составлял 28 руб. за 10 юаней). Главное, умудриться ее рассмотреть.

Французская помада на полосатом бауле

Час расплаты все же настал. Волнения начались на следующее утро. Несмотря на строгое предупреждение Нины Ивановны - "держать вес", каждая из нас приобрела товаров почти в три раза больше положенной 2-килограммовой нормы. Экипироваться для тренировки начали в номере: я надела две новые кофточки, поверх джинсов - спортивные брюки, обула кроссовки 45-го размера, купленные для сына, предварительно натянув шесть пар носков (выручала соседку), сверху - зимнюю куртку - опять же сыновняя обновка. По карманам растолкала крем, конфеты и хэбэшные рабочие перчатки, чтобы не "порвать" ладони, когда придется тащить баулы. В сумочке уместились набор махровых полотенец, домашние тапочки и шампунь с женьшенем - подарок для мамы.

Моя приятельница оказалась более изобретательной, в этом я убедилась, когда увидела, как она натягивает через спину на руки мужские штаны с начесом: Потом весь "перевес" мы с себя сняли и повторили эту манипуляцию уже в вагоне, когда стали подъезжать к родной станции Гродеково. При этом соседка по купе, пенсионерка и помогайка с большим стажем, с заправским видом обвязывала себя полиэтиленовым "бандажем", заполненным: мясной вырезкой.

- Я как стала ездить в Китай, мясо покупаю только здесь, - пояснила она, видимо, заметив выражение потрясения на моем лице. - Оно стоит 10-12 юаней, в несколько раз дешевле, чем у нас на рынке, и к тому же всегда свежее. Я даже яйца провожу через границу.

Как она умудряется это делать (!), мы так и не узнали - в это время Нина Ивановна отдала команду познакомиться с содержимым сумок, которые будем предъявлять на таможне. В двух моих баулах - каждый по 25 килограммов - оказались мужские пихоры и зимние брюки, нижнее утепленное белье, женские свитерки, детская обувь, перчатки, стеганые одеяла - все в трех экземплярах.

Как только поезд остановился (у нас был последний вагон), все наши мужчины, их в наличии было всего трое, стали сбрасывать полосатые баулы на платформу, а мы короткими перебежками подтаскивали их к фонарю, где дежурила одна из разболевшихся в дороге девушек, ее и определили на легкий труд. Дальше было страшнее. Требовалось взгромоздить одну сумку на другую (причем внизу должен был находиться баул с более длинной "петлей" для транспортировки) и тащить 50 килограммов волоком и почти бегом, чтобы группа успела пройти досмотр в числе первых. Нижняя "петля" оказалось короткой, и верхняя сумка постоянно съезжала в сторону, пот застилал глаза (не забывайте про несколько кофточек, зимнюю куртку и кроссовки 45-го размера).

При этом я успела заметить, что "старые" помогайки брали себе прямо на перроне собственных помощников - пацанов лет 13-15 за несколько червонцев, и они тянули им тяжеленные сумки от вагона до самой "границы". Как они сюда попадают - это уже другой вопрос. Скажу только, что от многих страшно разило перегаром.

Когда уже перед входом в здание вокзала стали подтаскивать все новые и новые полосатые сумки-близнецы, заваливая ими все вокруг, я в отчаянии достала любимую французскую помаду и пометила ею наши баулы (никто не подсказал заранее как-то "идентифицировать" их - "чайники", что тут скажешь).

Впрочем, я могла этого и не делать, таможенники даже не задали дежурный вопрос насчет лекарства, наркотиков и оружия, не говоря уже о содержимом сумок. Судя по всему, вид у меня был еще тот. Забегая вперед, скажу, что за "помогайское" путешествие я сбросила пару килограммов (что само по себе неплохо), но при этом все же простудилась и заработала бронхит:

И все же периодически товар у помогаек задерживается. Перевозчику предлагается в этом случае два варианта - оформить его по линии грузовой таможни или отправить на склад временного хранения для обратного вывоза в КНР. В этом случае уже через пару дней те же самые вещи, но более грамотно разложенные по сумкам, попадут в Россию. Это всем известный факт.

Отступление третье.

Какое чувство стыда, унижения и обиды довелось испытать при "смене" профессии - не высказать. Не только за себя - за всех помогаек, кто тянет сегодня полосатую лямку, работая даже не столько на своих коммерсантов, сколько на китайских: Группа предпринимателей из поселка Ярославского весной этого года обратилась в связи с этим даже в органы власти, ссылаясь на то, что, по их мнению, бизнес помогаек разрушительно влияет на сложившуюся экономику района.

Деятельность "кэмэлов", с одной стороны, нелегальна, с другой - законна. Доказать, что российский гражданин ввозит товар не для личного потребления, довольно сложно. Чем с лихвой пользуются китайские предприниматели. Кроме того, помогайки просто незаменимы при провозе контрабанды: если на границе в их бауле обнаружат что-то, не подлежащее ввозу, отвечать будут именно они, а не реальный хозяин груза.

Однако, несмотря на все возможные опасности, помогайки пока не собираются отказываться от своей новой "профессии". Такая возможность условно бесплатной поездки в Китай остается для них делом выгодным.

По большому счету, решить этот вопрос можно, лишь успешно развивая экономику собственной страны. Перестанем зависеть от китайского ширпотреба - и помогайки как новая каста туристов автоматически исчезнут.

Автор: Лариса РЕКОВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"