Полет к вершинам

Народный артист СССР Зураб Соткилава - человек редкостного обаяния. Обладатель голоса сильного, прекрасно окрашенного, объемного и полнокровного, как и сам его носитель. В этом легко убедились поклонники оперного пения на концерте лучшего лирико-драматического тенора России.

21 окт. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1840 от 21 окт. 2005

Народный артист СССР Зураб Соткилава - человек редкостного обаяния. Обладатель голоса сильного, прекрасно окрашенного, объемного и полнокровного, как и сам его носитель. В этом легко убедились поклонники оперного пения на концерте лучшего лирико-драматического тенора России.

- Зураб Лаврентьевич, вы один из немногих исполнителей, кто так ответственно готовится перед выступлением. Плотный график репетиций с оркестром в течение нескольких дней ради одного концерта!

- Я уважаю тех людей, кто приходит меня слушать. Хочу, чтобы они сохранили в памяти лучшие воспоминания. К тому же с оркестром Дальневосточной академии искусств я работаю впервые. И мне приятно отметить, что молодой состав оркестра отлично подготовился.

- В прошлый ваш визит помимо концертной программы зрители увидели одноактную оперу "Прекрасная мельничиха". Что услышали поклонники оперы на этот раз?

- Это был концерт очень тонкой музыки моего любимого автора Джузеппе Верди. Я впервые исполнил несколько произведений. Состоялась своеобразная премьера. Второе отделение концерта составлено из популярных итальянских, испанских, грузинских песен. На мой взгляд, получилась хорошая эклектика.

- К вопросу об эклектике. Как вы относитесь к такому явлению на эстраде, как хор Турецкого? Считаете ли вы, что эти музыканты несут зрителю высокое искусство оперной музыки?

- То, что сегодня делают эти ребята, лет тридцать назад сделал грузинский ансамбль "Сулико". Он в основном гастролировал за границей, и на территории СССР его мало знали. Это был высокий класс. "Мурку", точно вам говорю, они не пели. Не заигрывали с публикой и не сообщали во всеуслышание, что они лучшие голоса мира. Хотя "турецкие" ребята талантливы, но что можно сказать об исполнителе с микрофоном в руке? Дай бог им здоровья.

- У вас нет ощущения, что Россия утрачивает свое духовное наследие?

- У меня ощущение, что мало кого сегодня это заботит. Ведь прекрасных оперных исполнителей почти не знают. Как теперь принято говорить, их никто не раскручивает. Вот украинская эстрадная певица выступила удачно на "Евровидении" и у себя на родине получила звание народной артистки. Это же ерунда какая-то! На этом фоне очень заметным стал тот факт, что главную музыкальную премию страны президент дал выдающейся оперной певице Ольге Бородиной.

- Как складывается творческая судьба ваших одаренных учеников?

- Три замечательных тенора поют на лучших оперных сценах: в Ла Скала, в Ковент-Гарден, в Большом театре. Володя Богачев сейчас живет в Америке. Александр Федин - в Германии. Владимир Редькин живет пока в Москве. Я им говорю: "Парни, не будьте дураками! Пойте в России. Вас и здесь должны знать!". Не внемлют. У меня сейчас учатся талантливые ребята. И тоже предпочитают засветиться за границей. Берут Гран-при на конкурсах в Марселе, в Рио-де-Жанейро, в Брюсселе. Эту тенденцию не назовешь радужной.

- Зураб Лаврентьевич, у вас есть свой духовник, с которым вы могли бы поделиться самым сокровенным?

- Мне не нужен посредник между мной и богом. Я и в храмы не хожу. "Не ищите господа в церкви", - сказал кто-то из великих. Свои печали и радости я без опасений быть непонятым делю с близкими мне людьми. Мои жена и дочери постоянно шли на жертвы ради меня. И я им благодарен за это. Семья для творческого человека, в моем понимании, это все! В последнее время уже не так легко отправляюсь в далекие гастроли. И мне очень повезло оказаться во Владивостоке не в унылом гостиничном номере, а в загородном доме замечательной приветливой хозяйки Тамары Григорьевны (Вавиловой. - Прим. авт.) Здесь чувствуешь себя почти родственником - столько внимания и заботы. А какая осенняя красота вокруг!

- "Тот день, когда я перестану беспокоиться и мучиться, искать и волноваться, будет самым тяжелым в моей жизни" - вы могли бы подписаться под этим афоризмом?

- Сделал бы это не раздумывая. Три дня - это самое большое, что я могу себе позволить в плане отдыха. Дальше - умираю от тоски. Я сейчас в таком возрасте, когда надо ежеминутно бороться с самим собой, чтобы держать себя в тонусе, нагружать себя эмоционально.

- И никаких слабостей себе не позволяете?

- Вы видите сейчас передо мной бокал вина и симпатичных молодых девушек вокруг?

- (после замешательства) Да вроде нет...

- Значит, борьба со слабостями мне удается!!!

- Розыгрыши вам тоже удаются. О своем характере вы говорите, что кулак у вас впереди мозгов. В чем это выражается?

- В том, что я невыдержанный дурак! (смеется) Сначала гром и молния, а потом извинения и покаяния. При этом я всегда прав!

- Вы по-прежнему поклонник грузинского "Динамо"?

- Я болею за свою родную команду и за Милан. Там есть один грузин и самый мой любимый футболист Андрей Шевченко. И пока наши лучшие футбольные силы будут играть в других командах, нам даже такую средненькую команду, как словаки, к сожалению, не одолеть. И ни к чему этот ура-патриотизм. Чтобы побеждать, надо иметь это самое, чем побеждать. Высочайшее мастерство.

- Что вы считаете самым дорогим подарком?

- Если говорить о материальных вещах, то это подлинные письма Верди. В итальянском городе Парма есть необычайной красоты оперный театр, который когда-то построил Верди. Его очень долго реставрировали и на открытие пригласили меня. Все, что связано с именем этого композитора, для меня свято. Гонорар от концерта я перевел в Вердиевскую больницу. Тогда устроители концерта сделали мне царский подарок - письма моего кумира. Дома я храню только копии, подлинники хранятся в сейфе, в банке. Мало ли - придут какие-нибудь идиоты ограбить. Я с ума сойду от такой потери.

- Вы как-то посетовали в одном из интервью, что с 1991 года не можете посетить могилу родителей в Сухуми...

- И до сих пор меня туда не пускают напряженные политические события. Это большая печаль. У грузин самое страшное проклятие: "Чтоб ты не смог оплакивать своих родителей". И с этим надо как-то жить...

- На родине бываете часто?

- Все свои новые программы я сначала показываю в Грузии. И, честно говоря, нигде так не волнуюсь перед выступлениями, как там.

- Что испытывает человек, достигнувший творческих вершин?

- Когда в Большом театре отмечали мое 65-летие, казалось, что уже самое главное в жизни произошло. Подведен итог. Буквально через месяц я серьезно заболел и полгода провел в больницах. И такая взяла тоска - неужели все?! Хотя есть на что оглянуться: спеты такие сложные арии, столько положено на это сил. Я почувствовал себя победителем и приступил к репетициям. У каждого человека в своей профессии есть то, к чему он стремится не задумываясь: вершина это или только подступы к ней. Главное, не останавливаться, не складывать крылья. Иначе неинтересно жить.

Досье "В"

Зураб Соткилава родился в Сухуми в марте 1937 года, окончил музыкальную школу по классу скрипки и фортепиано, затем Тбилисский политехнический институт по специальности - горный инженер-маркшейдер. Был игроком тбилисской сборной по футболу. Позднее окончил Тбилисскую консерваторию. В 1965 году стажировался в театре  Ла Скала. Народный артист СССР, лауреат множества российских и международных премий. Более 30 лет солист Большого театра, профессор Московской консерватории. Лучшие партии в репертуаре - "Отелло" из одноименной оперы, Хосе - "Кармен", Ричард - "Бал-маскарад", Самозванец - "Борис Годунов", Индийский гость - "Садко" и другие.

Автор: Татьяна БАТОВА (фото автора), "Владивосток"