Пять минут - это много или мало?

"Кредит за пять минут!", "Кредит под 0 процентов!", "Кредит без первоначального взноса!" - такими плакатами сплошь увешаны улицы городов Приморья. Корреспондент "В" решил на собственном опыте проверить искренность этих обещаний. Мы неоднократно рассказывали о новых технологиях в потребительском кредитовании и наконец сами решили проверить, так ли это быстро, выгодно и удобно, как обещает реклама.

18 окт. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1837 от 18 окт. 2005

"Кредит за пять минут!", "Кредит под 0 процентов!", "Кредит без первоначального взноса!" - такими плакатами сплошь увешаны улицы городов Приморья. Корреспондент "В" решил на собственном опыте проверить искренность этих обещаний. Мы неоднократно рассказывали о новых технологиях в потребительском кредитовании и наконец сами решили проверить, так ли это быстро, выгодно и удобно, как обещает реклама.

Решив наконец сменить свой видавший виды мобильник, я отправилась в один из крупных магазинов сотовых телефонов. Кстати, поиск полюбившейся мне модели, которую увидела в Интернете, заслуживает особого описания. В прайс-листах компании, позиционирующей себя как распространителя самых дешевых моделей, этот телефон стоил 7700 рублей против 8500 и даже 9500 рублей у конкурентов. Разница очевидна. Посему я стала ожидать появления данной модели по "льготной" цене. В течение трех недель нужный телефон не появился, да и вообще ассортимент в сети магазинов, как я заметила, не пополнялся. Причиной этому, возможно, стала задержка трех тонн так называемых серых телефонов в московском аэропорту Шереметьево в августе и последовавшая за ней конфискация контрафактного груза из 5000 мобильников на Балтийской таможне. Нет "серых телефонов" - нет ассортимента, а есть взвинчивание цен от 20 до 40 процентов:

Но это всего лишь предположение. Нужный телефон я все-таки нашла в довольно крупной точке, где действует кредитный отдел одного из московских банков. Наслушавшись и начитавшись нелицеприятных историй о кредитовании от друзей и из газет ("два часа оформляют, процент завышают"), я приготовилась к худшему и отправилась в магазин. Передо мной оказалась очередь из двух человек. "Ну, - думаю, - это надолго:". Ничего подобного: телефонные обещания девушки-эксперта в оформлении кредита за 20 минут оказались правдой.

Итак, подошла моя очередь. Кроме паспорта, других документов не понадобилось. Информацию о месте работы, имени руководителя, доходе и собственности проверять не стали. При страховом случае возвращать деньги кредитору будет или страховая компания, или ближайшие родственники - выбирать вам.

Единственное, что омрачило будущую покупку, - процентная ставка. В том, что платежи будут больше заявленных процентов, можно быть уверенным. Это может называться по-разному: ведение ссудного счета, банковская комиссия, комиссия за расчетно-кассовое обслуживание. В моем случае, учитывая разного рода комиссии, к платежам прибавилось около 20 процентов. Однако перейдем к цифрам.

Внеся первоначальный платеж в размере 3 тысяч рублей (хотя можно этого и не делать), я сократила сумму кредита до 5490 рублей на один год под 29 процентов. Просчитав дома на калькуляторе ежемесячный платеж, у меня получилось около 590 рублей. Но на деле оказалось, что каждый месяц переводить в пользу банка в любом отделении связи, снабженном электронной почтой, я должна 640 рублей. Комиссия за расчетно-кассовое обслуживание, которая, как мне объяснили в представительстве банка, уже включена в платеж, составляет 104,31 рубля ежемесячно и в последний месяц - 148,17 рубля. Вопрос, откуда взялась сумма в 640 рублей, остался риторическим.

Все с тем же калькулятором в руках я поняла, что в итоге переплачу за телефон 2200 рублей (а не 1500, как планировала). И это через год, когда он будет стоить в два раза дешевле. Вы спросите, пошла бы я на это сейчас, зная всю подноготную? Скажу однозначно: пошла бы. Телефон уж больно хорош, а накопить не смогла бы никогда в жизни - натура у меня расточительная...

Советы бывалого

Несмотря ни на что, стоит кредитоваться в московских банках. Процентная ставка там все же ниже (в приморских - 30-36 процентов годовых), да и андеррайтинг (проверка платежеспособности) максимально прост. Уж и не знаю, на что рассчитывают банки, веря на слово и не страхуя, но потребителю это только на руку - и не откажут, и денег лишних не возьмут. Мои друзья, оформлявшие кредит местного банка, мало того, что час-другой проводили в магазине, так еще страховались и указывали поручителей.

Кстати

Похоже, московские кредитные организации начали массовую экспансию на рынок потребительского кредитования Приморья. Мало того, что все больше банков с раскрученными брендами обзаводятся популярной услугой, так еще приходят совсем незнакомые приморцам банки. Подобные организации даже не тратятся на открытие филиала - они просто нанимают кредитных экспертов, рассаживают их в торговых точках, учреждают небольшое представительство. И неудивительно: размещение в торговых центрах точек кредитования увеличивает доход и магазинов, и банков на 20-30 процентов.

Ставка на небогатых розничных клиентов (а богатым не приходится брать кредиты) - отнюдь не новое веяние в банковской моде. Еще основатель Bank of America Амадео Джаннини, как и его ровесник Владимир Ульянов, всю жизнь предпочитал рабочий класс. В 15 лет он бросил школу, а еще через 15 лет начал создавать "банк для бедных". Пока конкуренты разорялись, Джаннини собирал копеечные вклады бедняков и к середине ХХ века создал крупнейшую в мире банковскую империю. Джаннини провозгласил девиз нового банка "Чтобы делать деньги - ссужай их простому парню".

Автор: Татьяна КУЛИКОВА, "Владивосток"