"Хочу, чтобы в Золотом Роге мальчишки ловили корюшку!"

5 октября в Доме переговоров состоялось совещание при губернаторе Приморского края Сергее Дарькине по вопросу очистки акватории бухт залива Петра Великого. Не последнюю роль в созыве совещания сыграл тот факт, что за две недели в воды бухты Золотой Рог вылилось более 50 тонн нефти.

11 окт. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1833 от 11 окт. 2005

5 октября в Доме переговоров состоялось совещание при губернаторе Приморского края Сергее Дарькине по вопросу очистки акватории бухт залива Петра Великого. Не последнюю роль в созыве совещания сыграл тот факт, что за две недели в воды бухты Золотой Рог вылилось более 50 тонн нефти.

В своем вступительном слове губернатор отметил, что долгие годы никто и ничего не решал по поводу очистки залива, что привело к его катастрофическому загрязнению. И сразу же поставил вопросы: почему никто из многочисленных федеральных структур не занимался этим делом? К сожалению, вразумительные ответы так и не были даны.

Первым вопросом в повестке дня было современное состояние вод акватории залива Петра Великого. Докладчик Борис Кубай, начальник Приморского управления гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, заявил, что залив Петра Великого - зона наибольшего антропогенного воздействия, которая находится под влиянием промышленных предприятий, военного, торгового, рыбного портов и жилищно-коммунальных служб. Это, естественно, не лучшим образом сказывается на индексе загрязненности вод: в последние годы он активно растет. И лидером здесь, безусловно, является бухта Золотой Рог - ее дно уже представляет собой мощный слой битумного конгломерата, а поверхность более чем на 40 проц. покрыта нефтяной пленкой. Средняя концентрация вредных веществ в бухте Золотой Рог в 13-45 раз выше, чем в других акваториях. Например, содержание меди в 4-10 раз превышает норму, свинца - в 9, ртути - в 5-8 раз. Когда же произошло это загрязнение, которое сейчас с трудом поддается очистке? Вероятнее всего, в 1999-2000 годах. Ответить точнее Борис Кубай не смог, сославшись на отсутствие регулярного мониторинга.

- Почему же он не проводится? - вопросил губернатор.

- Нет вашего заказа, - потупившись, ответил Кубай.

- Вы - федеральная структура, которая обязана делать мониторинг без заказов! - взорвался Дарькин. - Вам за это деньги платят!

Праведное возмущение осталось без ответа:

Владимир Войтовский, руководитель управления Росприроднадзора по Приморскому краю, рассказал, что основная проблема заключается в отсутствии нормальной системы лицензирования водопользователей, которое курирует Амурское бассейновое водное управление (АБВУ). Выяснилось, что многие водопользователи заключают фиктивные договоры либо лицензии выданы с нарушением условий. В результате организации загрязняют воду, а спрашивать не с кого. Например, торговый порт не имеет лицензии на водопользование. У рыбного порта лицензия есть, а очистных сооружений нет.

- Как так получилось? - удивился губернатор.

- Когда выдавали лицензию, вся необходимая техника была, - оправдывалась Татьяна Щеглова, заместитель начальника отдела водных ресурсов АБВУ. - А сейчас нет.

- Так почему не забрали лицензию?!

Для решения проблемы лицензирования необходимо провести полную инвентаризацию всех выданных лицензий и составить реестр водопользователей, а также определить зоны ответственности портов, как это было в советские времена. И вот здесь возникает еще одна проблема: у Росприроднадзора до сих пор не выяснены отношения с Тихоокеанской спецморинспекцией, их полномочия часто пересекаются, что вызывает лишь дополнительные бюрократические проволочки.

Последним докладчиком был директор Владивостокского филиала ФГУП "Росморпорт" Геннадий Токуленко. "Росморпорт" - это организация, которая в том числе обеспечивает сбор с судов балластных, льяльных вод, мусора, пищевых отходов и нефтепродуктов. Делается это за счет средств от портовых сборов (корабельного, маячного, канального, причального, якорного, экологического и др.). Проблема в том, заявил Токуленко, что Золотой Рог - акватория совместного пользования многочисленных предприятий разных форм собственности. У одних есть договоры на очистку, они убирают. У других соответствующих договоров нет, мусор сбрасывается в воду. Ежегодно в бухту с судов попадает свыше 130 млн. кубометров загрязненных вод, из которых очищается не более 10 проц. Добавьте к этому 10 канализационных коллекторов, которые дают еще 35 млн. кубометров неочищенных стоков:

Еще одну проблему загрязнения вод озвучил Геннадий Жеребкин, приморский межрайонный природоохранный прокурор. У нас в стране существует система штрафов за превышение предельно допустимой нормы сброса льяльных вод, и водопользователям выгоднее заплатить этот штраф, чем строить очистные сооружения. Выгоднее, потому что дешевле.

В завершение весьма напряженного и непростого совещания был выработан ряд рекомендаций по очистке акватории бухт залива Петра Великого, среди которых - постановка на жесткий контроль состояния морских акваторий Приморья.

К сожалению, прошедшее совещание не столько решило, сколько поставило многие вопросы и ясно выявило ту неразбериху, которая царит в сфере природопользования. Непонятно, кто за что отвечает и с кого спрашивать за то, что жемчужиной Владивостока - Золотым Рогом - мы скоро сможем любоваться лишь на открытках.

"Я хочу, чтобы наши дети ловили корюшку в Золотом Роге, как это делали мы в свое время!" - заявил на прощание собравшимся губернатор Сергей Дарькин.

Автор: Екатерина ЛУКОНИНА, специально для "В"