Помеха справа

Уже несколько дней Владивосток шумит подобно растревоженному улью, а у здания Дальневосточного таможенного управления на 1-й Морской не смолкают автомобильные клаксоны. Успокаивающие заявления чиновников о том, что репрессий на правый руль не предвидится, оказались ложными. Москва не отступилась от планов по максимуму пересадить россиян на "нашемарки" и перекрыть кислород ввозу подержанных японских автомобилей, ставших настоящей костью в горле для отечественных автопроизводителей (ведь даже после многократного повышения пошлин бэушные "японки" выигрывают у российских авто и в качестве, и в комплектации, и в цене).

11 окт. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1833 от 11 окт. 2005

Уже несколько дней Владивосток шумит подобно растревоженному улью, а у здания Дальневосточного таможенного управления на 1-й Морской не смолкают автомобильные клаксоны. Успокаивающие заявления чиновников о том, что репрессий на правый руль не предвидится, оказались ложными. Москва не отступилась от планов по максимуму пересадить россиян на "нашемарки" и перекрыть кислород ввозу подержанных японских автомобилей, ставших настоящей костью в горле для отечественных автопроизводителей (ведь даже после многократного повышения пошлин бэушные "японки" выигрывают у российских авто и в качестве, и в комплектации, и в цене). "Атака" оказалась массированной: 27 сентября об опасности праворульных автомобилей заявляет президент Путин, 29-го главный госавтоинспектор страны Кирьянов обещает лоббировать запрет на импорт праворулек в Госдуме, а 5 октября официальное сообщение о новом порядке расчета величины ввозной пошлины опубликовало Дальневосточное таможенное управление.

В номере "В" от 7 октября мы уже сообщали о сути нововведения и приводили сравнительную таблицу, из которой ясно, на сколько теперь подорожают иномарки. Вкратце напомним суть.

Шок - это по-нашему

Новая сетка оценочной стоимости автомобилей, разработанная в ДВТУ, представляет собой каталог для моделей фирм Toyota и Mitsubishi (на подходе - Daihatsu и Subaru, а также южнокорейские марки), в котором заново определяется оценочная стоимость подержанных автомобилей. До сих пор при расчете пошлины учитывались три параметра: марка, год выпуска и объем двигателя. Сейчас в целях "исключения субъективного подхода" к ним добавили конкретную модификацию, марку кузова и двигателя. Отправная точка - стоимость новых автомобилей в Японии. Таможенники решили, что после года эксплуатации автомобиль стоит 72 проц. от первоначальной цены, после двух - 62, после трех - 54, после четырех, пяти, шести и семи - соответственно 48, 42, 36 и 31 проц. При наличии всевозможных "коцек" - от коррозии и сколов до следов ремонта и измененной геометрии кузова, неудовлетворительного состояния двигателя и коробки передач - расчетная стоимость снижается (в случае деформации кузова максимум до 20 проц., из-за коррозии - до 10 проц.) Зато "навороты" вроде круиз-контроля, CD-чейнджера, кожаного салона, красивого литья, напротив, увеличивают оценочную стоимость автомобиля. Нетрудно догадаться, откуда ветер дует: российские автомобили до сих пор не могут обзавестись даже электрическими стеклоподъемниками, не говоря уже о круиз-контроле или автоматической коробке передач (кстати, почему ее нет в "черном списке" оборудования?).

Автодилеры считают, что подсчеты таможенников не отражают действительно сложившейся ценовой картины на японских аукционах. В результате "японки" подорожают на очень весомые суммы. И если маленькая и сравнительно дешевая "Тойота-Витц" станет дороже на тысячу-полторы, то, скажем, "Краун" - уже на все три "килобакса".

О чем молчал Греф

Расположение руля в новых документах, обнародованных ДВТУ, не фигурирует. Но так как через наши таможни везут почти исключительно праворульные автомобили, то разработка новой сетки оценочной стоимости - не что иное, как продолжение старых планов противников "правого руля" и отечественных автозаводов. Формально запрета нет, но де-факто это именно вытеснение праворульного подержанного автопрома - как говорится, не мытьем, так катаньем. "Чиновники дают нам знать, что президент лгал. Или не он управляет государством. Мы видим грубый и не просчитанный по политическому риску ход, чреватый обострением социальной напряженности в обществе", - говорится в распространенном приморской общественной организацией "Свобода выбора" воззвании.

Думаем, что не сильно ошибемся, предположив, что санкцию на подобный шаг мог дать министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф, в сентябре посетивший Владивосток. Правда, на открытых мероприятиях с участием министра речь об автомобилях не шла. Но Дальневосточное таможенное управление, входящее в структуру Федеральной таможенной службы, с недавних пор "замыкается" именно на Минэкономразвития. Более того, на совещании в Доме переговоров с участием дальневосточных губернаторов Герман Греф открытым текстом дал понять, что недавнее назначение Эрнеста Бахшецяна начальником ДВТУ - шаг неслучайный, Москва очень доверяет этому человеку и надеется с его помощью искоренить всевозможное "крышевание". Мол, без "новой метлы" не обойтись - слишком уж "повязаны" между собой местные чиновники.

Обращает на себя внимание то, что в первую очередь таможня разработала каталоги для автомобилей Toyota и Mitsubishi. Возможно, с этим фактом связано сообщение замдиректора департамента инвестиционной политики Минэкономразвития Дмитрия Левченкова, распространенное центральными информагентствами - какое совпадение! - 5 октября. Оказывается, Россия начала переговоры о возможности строительства у нас сборочной линии автомобилей Mitsubishi. Что касается Toyota, то завод этой компании уже строится в Ленинградской области. Так что дело, быть может, в лоббистских изысках не только Москвы, но и японского автопрома, не желающего иметь в конкурентах на российском рынке свою же, но подержанную (а значит, более бюджетную) продукцию.

Ждем у моря погоды

Автомобильный бизнес Приморского края находится в подвешенном состоянии. Заявки на машины не принимаются, таможня практически прекратила оформление "япономарок", заказчики в шоке: пока автомобиль шел на пароходе, цена подскочила (заранее нельзя было предупредить?). Компании-импортеры обещают в массовом порядке подавать иски в суд, оспаривая решение ДВТУ.

Пока неясно, в обязательном ли порядке будет применяться новая схема. В своих комментариях представителям СМИ таможенники уже заявили, что новый каталог создан для "разруливания" спорных случаев. Мол, привез человек "крузак" и утверждает, что купил его за тысячу долларов. Вот если он докажет документально, за сколько приобрел автомобиль в Японии, то каталог вообще не понадобится. А раз платежного документа нет, на помощь придет оценочная сетка. Однако наученный опытом приватизаций, монетизаций и прочих "заций" российский человек этим увещеваниям не верит. Начальник же ДВТУ Эрнест Бахшецян в эти дни находился в командировке. Впрочем, Байкальская служба новостей уже сообщила, что в Иркутске Бахшецян заявил: "Около 80 проц. ввозимых японских автомобилей подорожает, потому что они реально так стоят (неужели торговцы с "Зеленого угла" работали себе в убыток? - В. А.) Оставшиеся 20 проц. по новой методике подешевеют в связи с конструктивными дефектами либо износом или другими недостатками, влияющими на цену".

За японку, за свободу до конца...Первые последствия новшества уже налицо: во Владивостоке началась серия протестных акций. Они направлены против как нового таможенного порядка, так и повышения цен на топливо - автомобилистов "давят" со всех сторон, превращая машину из средства передвижения в роскошь. Пока что протестующие митингуют мирно (очередная акция прошла вчера на проспекте Красоты). Но обещают в случае чего перейти к "военным действиям" - перекрыть федеральную трассу, например. Показательно, что поддержку пикетчикам, крутившимся в эти дни вокруг здания ДВТУ и сигналившим, оказывали даже некоторые милицейские автомобили. А Антикоррупционная коалиция Приморья уже обратилась с открытым письмом к Грефу, требуя разобраться с таможенниками.

Когда из-за очередного скачка пошлин стало невыгодно ввозить машины старше семи лет, появилась схема "конструкторов": двигатель и кузов завозятся отдельно как запчасти, а уже в России собираются и оформляются в ГИБДД под старые документы на автомобиль той же марки. Нет сомнений, что новые "серые" схемы предпримчивые автобизнесмены изобретут и теперь. CD-магнитолы можно ввозить отдельно, кузова - "коцать" и т. п. Но все равно, скорее всего, скачка цен не избежать. Вопрос только в том, насколько он будет резким.

А пока рынок замер в ожидании развития событий, вновь стала актуальной старая шутка: отнимите у народа правый руль, и вы получите Дальневосточную республику.

P. S. Вчера вечером руководство ДВТУ провело брифинг, о котором мы расскажем завтра.

Автор: Василий АВЧЕНКО, "Владивосток"