Как вы думаете, будет ли эффективна нынешняя борьба с суррогатом алкоголя в Приморье?

Электронные версии
Экономика, финансы

Будем торговать по-новому

Министр экономического развития и торговли Герман Греф пообещал, что уже к декабрю этого года Россия вступит во Всемирную торговую организацию.

Министр экономического развития и торговли Герман Греф пообещал, что уже к декабрю этого года Россия вступит во Всемирную торговую организацию.

При губернаторе Приморья уже три года действует рабочая группа по подготовке края к вступлению России в ВТО. Тем не менее люди по-прежнему задаются вопросом: зачем нам это нужно? Что реально ВТО даст человеку, бизнесу, территории в связи с глобализацией товарооборота? Об этом корр. "В" беседует с директором Дальневосточного центра экономического развития, руководителем специальности "Математические методы в экономике" ДВГУ Александром Абрамовым.

- Чем отличается жизнь в условиях ВТО от жизни вне данного объединения?

- Торговые отношения между странами с рыночной экономикой в лучшем варианте приводили к взаимному росту благосостояния населения и бизнеса. В худшем - случались конфликтные ситуации, приводившие к торговым войнам и даже к вооруженным конфликтам. К счастью, торговать лучше, чем воевать, поэтому и была создана Всемирная торговая организация, члены которой договорились о правилах, по которым они обязуются торговать друг с другом, а также разрешать конфликтные ситуации. Во-первых, снижаются таможенные тарифы для товаров и услуг между странами-членами ВТО, а во-вторых, обеспечивается свобода в передвижении капитала и рабочих ресурсов.

- Однако есть и противники вступления нашей страны в ВТО...

- Действительно, и их немало. Я бы назвал это данью двум предубеждениям. Первое досталось нам от советского образа жизни - ощущение, что мы живем в стане врагов.

Другое - постулат о том, что развивающимся странам необходимо переходить от сырьевой экономики к глубокой переработке.

На сегодняшний день остаются 13 стран, с которыми России предстоит завершить переговоры по вступлению во Всемирную торговую организацию. Ключевые из них - США, Канада, Бразилия, Аргентина и Австралия. С США и Канадой остаются нерешенные вопросы по пошлинам на самолеты и доступу на российский рынок финансовых услуг. Бразилию, Аргентину и Австралию волнует сельское хозяйство, а именно мясные квоты и пошлины на сахар.

- Однако именно об этом пути давно говорят в правительстве...

- Активное включение в мировую экономику огромных стран, богатых дешевыми трудовыми ресурсами, прежде всего Китая и Индии, кардинальным образом меняет ситуацию в том числе и для России. Страны АТР сейчас становятся отличным местом для расположения массовых промышленных производств, а количество и дешевизна их рабочей силы снижают общемировую стоимость труда, занятого в обрабатывающей промышленности.

Быть производителем сырья становится очень выгодно и безопасно с точки зрения роста конкуренции со стороны таких стран, как Китай, Индия, т. к. они бедны ресурсами, в то же время их спрос на сырье огромен. Нам же пытаться концентрироваться на развитии отраслей обрабатывающей промышленности, наоборот, становится невыгодно и даже опасно: здесь велика конкуренция. Обрабатывающую промышленность можно развивать точечно исходя из сравнительных преимуществ.

- Давайте для начала поговорим о плюсах вступления в ВТО...

- Благом для нашей промышленности будет увеличение проникновения иностранного капитала и менеджмента. По оценкам, вступление любой страны в ВТО повышает объем инвестиций в ее экономику в среднем в 10 раз. Правда, для этого надо потрудиться.

- А что скажете о минусах?

- Вместе с инвестициями должны прийти люди, умеющие интенсивно и качественно работать, в западном варианте. Это хорошо. Но при этом неэффективные и неконкурентные производства будут закрываться. А это может вызвать рост безработицы, и к этому надо готовиться.

- У нашего региона есть какие-то преимущества при вступлении в ВТО?

- На Дальнем Востоке есть нефть, газ, рыба и морепродукты, лес, полезные ископаемые - это наша козырная карта.

Что касается Приморья, здесь свои преимущества: геостратегическое положение и связанные с этим транспортные коридоры - как раз то, что предполагается развивать по наметкам МЭРТ.

Нашим большим преимуществом является обладание ресурсами и возможностью их вывоза, а также транзита. Хотя проблем тоже хватает.

Всемирная торговая организация (ВТО), правопреемница действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений, включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.

- Каких, например?

- Все, что хорошо для России в целом, не обязательно будет хорошо для ее регионов. Развитие местных экономик на территории такой большой страны неоднородно.

Для Дальнего Востока существует высокая степень зависимости от импорта мяса и зерна из Китая, Кореи, США, так как мы удалены от продовольственных запасов собственной страны на западе. Как результат - возможны высокие импортные тарифы на ввоз зерна в Россию. Поэтому в таких условиях подорожание хлеба в нашем регионе будет неизбежно. С другой стороны, перспективен экспорт сои и рыбной продукции в страны АТР и США. Вступление в ВТО должно дать дополнительный толчок для расширения экспорта, если это вызовет снижение импортных пошлин со стороны Китая, Японии и Кореи.

Одним из главных торговых партнеров России на Дальнем Востоке является Китай (член ВТО), и по всей видимости в ближайшем будущем это положение только усилится. Одна из проблем северо-восточных провинций Китая - высокий уровень безработицы. По оценкам, у наших соседей около 20 миллионов безработных. Для сравнения: на юге Дальнего Востока (Амурская область, Хабаровский и Приморский края) проживает около четырех миллионов жителей, и это создает очень высокое миграционное давление, в том числе и на Приморье. На переговорах с Россией по поводу вступления в ВТО Китай ставит вопрос о возможности широкой миграции своей недорогой рабочей силы на территорию России. Вот и возникает вопрос: сумеем ли мы использовать эту возможность для развития экономики Приморья, как это сделали наши соседи из других стран? В противном случае при таком раскладе безработный Китай останется для нас потенциальной угрозой.

- Как можно сгладить острые углы?

- В каждом регионе они свои. Что касается зерна, можно увеличить связанность центра и регионов - снизить внутренние тарифы или инвестировать в строительство дорог, развернув таким образом часть продовольственных потоков, идущих на экспорт, в регионы. Можно также выделить компенсационные средства на закупку продовольствия за рубежом, чтобы сбалансировать повышение импортных тарифов в отдаленных регионах.

- Чего ждать приморским отраслям от новых условий?

- Структура экономики Приморского края более разнообразна, чем в других регионах ДВФО. Она представлена более чем 20 секторами, семь из которых являются ведущими. Если попытаться назвать рыночных лидеров среди приморских компаний, этот список будет не очень большим. В каждом секторе есть одна-две компании, но не более. Например, "Ратимир" в мясопереработке или группа компаний "В-лазер" в производстве бытовой техники и торговле. Несомненно, в рыбацкой отрасли идут положительные процессы, но проблем у рыбаков больше, чем успехов.

Конечно, есть немало компаний, которые давно и прочно работают в условиях ВТО. Представители семи ведущих отраслей ориентированы в основном на экспорт, поэтому они интенсивно работают на внешнем рынке и уже давно знакомы с требованиями ВТО. Это все участники сахалинских проектов и транспортные компании. Весь этот бесценный для нас опыт необходимо "транслировать" на другие секторы региональной экономики.

- Что изменится в связи с вхождением в ВТО для малого и среднего бизнеса?

- Конечно, это не те семь китов приморской экономики, они, как правило, обслуживают местный внутренний рынок. Так вот, для того, чтобы остаться на плаву и быть конкурентоспособными по отношению к зарубежным компаниям, среднему и малому бизнесу придется многому научиться: овладеть новыми стандартами, которые предъявляются к продукции и услугам, научиться иначе управлять персоналом, заняться инвестиционным проектированием, бизнес-планированием и т. д. Безусловно, это повлечет огромные финансовые затраты, но без этого не будет развития.

- Как изменится жизнь простых потребителей в связи с новыми условиями ВТО?

- Скачков цен на товары не должно произойти, они, безусловно, будут расти, но плавно, так, как происходит это сейчас, в условиях инфляции. Кроме того, значительно повысится качество товаров и услуг, потому что ВТО предъявляет повышенные требования к его защите.

Дальневосточный центр экономического развития (ДВЦЭР) открыт в конце апреля 1996 г. в результате победы в конкурсе проектов по созданию центров делового  и общественного развития. Основные направления его работы - научные исследования, информационно-аналитическая, экспертная, издательская и образовательная деятельность.

Кроме того, ДВЦЭР проводит мониторинг и анализ экономического развития Дальнего Востока России, исследование возможностей экономической интеграции России в АТР, в том числе основных отраслей экономики Дальнего Востока: рыбопромышленного комплекса, лесной и деревообрабатывающей промышленности Приморского края, моделирование последствий вступления России в ВТО для экономики Приморского края и Дальнего Востока в целом.

Автор : Татьяна КУЛИКОВА (фото автора), "Владивосток"

comments powered by Disqus
В этом номере:
Помеха справа

Уже несколько дней Владивосток шумит подобно растревоженному улью, а у здания Дальневосточного таможенного управления на 1-й Морской не смолкают автомобильные клаксоны. Успокаивающие заявления чиновников о том, что репрессий на правый руль не предвидится, оказались ложными. Москва не отступилась от планов по максимуму пересадить россиян на "нашемарки" и перекрыть кислород ввозу подержанных японских автомобилей, ставших настоящей костью в горле для отечественных автопроизводителей (ведь даже после многократного повышения пошлин бэушные "японки" выигрывают у российских авто и в качестве, и в комплектации, и в цене).

Первая 'ласточка' с искусственным покрытием

Вчера на стадионе "Авангард" состоялось открытие первого во Владивостоке футбольного поля с искусственным покрытием. И сразу же вслед за торжественной церемонией здесь стартовал Кубок по футболу среди школьных команд города на призы главы администрации Владивостока...

Победителю вручили ксерокс

В Приморье подвели итоги краевого смотра-конкурса среди музеев, который был посвящен 60-летию Великой Победы. Его проводило управление культуры администрации края и Приморский государственный музей им. В. К. Арсеньева.

Новый статус заповедника

На днях экологическая организация "Гринпис России" выступила с предложением придать государственному природному заказнику регионального значения "Верхнебикинский" статус федерального заповедника. Росприроднадзор предложение поддержал.

Больше итальянцев, хороших и разных

Во ВГУЭС открылся Итальянский культурно-деловой центр.

Последние номера