Нужен нам берег курильский!

По всей вероятности, именно с предстоящим в ноябре официальным визитом президента Владимира Путина в Японию связаны участившиеся заявления высоких чиновников о недопустимости пересмотра итогов второй мировой войны и передачи Южных Курил японской стороне.

6 окт. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1831 от 6 окт. 2005

По всей вероятности, именно с предстоящим в ноябре официальным визитом президента Владимира Путина в Японию связаны участившиеся заявления высоких чиновников о недопустимости пересмотра итогов второй мировой войны и передачи Южных Курил японской стороне.

Камертоном этих высказываний выступил сам президент в ходе своей "Прямой линии" 27 сентября. "По четырем островам: они находятся под суверенитетом РФ, это закреплено международным правом, это результаты второй мировой войны, и вот в этой части мы ничего не собираемся обсуждать, - подвел черту президент. - Мы готовы и ведем переговоры с этой площадки". Однозначность этого заявления не подсластили и следующие слова Владимира Путина о том, что "при желании идти навстречу друг другу" можно найти вариант, устраивающий обе стороны.

Эстафету принял председатель Совета Федерации Сергей Миронов, прибывший после участия в Дальневосточном экономическом конгрессе из Хабаровска в Южно-Сахалинск и там заявивший 29 сентября, что он считает необходимым включить в перечень дней воинской славы России дату 3 сентября - день разгрома милитаристской Японии и окончания второй мировой войны. Это предложение выдвинула военная общественность на прошедшей несколькими днями раньше во Владивостоке конференции; то, что Сергей Миронов подхватил эту инициативу, причем именно на территории Сахалинской области, в состав которой входят Курилы, отнюдь не случайно. "Время идет, в России сегодня 3 сентября - это день солидарности в борьбе с терроризмом, - сказал Миронов, - но 60 лет назад народ совершил великий подвиг, и эта дата достойна включения в перечень дней воинской славы России". Тем самым Сергей Миронов, как представляется, сделал попытку "поставить на место" японского премьер-министра Дзюнъитиро Коидзуми, который уже успел отреагировать на высказывания Владимира Путина, сделанные в ходе "Прямой линии". Суть ответа Коидзуми - в том, что Япония не собирается отказываться от своих территориальных претензий к России.

Тему Курил развил полномочный представитель президента на Дальнем Востоке Константин Пуликовский, дав 4 октября интервью информационным агентствам. Отметив важность Курил в обеспечении противолодочной обороны и развертывания сил ТОФ, а также обилие в прилегающих морях ценных биоресурсов, он опроверг все предположения о том, что Россия собирается уходить с Южных Курил. По словам Пуликовского, продолжается финансирование федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курил", государство выделяет средства на строительство энергетических комплексов на Кунашире и Итурупе, реконструкцию портовых пунктов и другой инфраструктуры. "По вопросу о пограничном размежевании позиция российской стороны состоит в том, что южные Курильские острова перешли к нашей стране по итогам второй мировой войны на законном основании в соответствии с договоренностями между союзными державами, - подчеркнул полпред президента. - Решение этой проблемы должно быть взаимоприемлемым, не нарушать суверенитета и территориальной целостности России".

Если учесть, что все высказывания российских властей о Курилах тщательно отслеживаются японскими аналитиками, то такой вал заявлений можно рассматривать как информационную "артподготовку" перед визитом Владимира Путина в Токио. И российской, и японской общественности недвусмысленно дается понять: о передаче островов не может быть и речи, переговоры должны вестись от другой "печки".

Автор: Василий АВЧЕНКО, "Владивосток"