Ветер с моря дул. Приносил беду

2 ноября прошлого года в Японском море затонули теплоходы "Вест" и "Ароса". В результате кораблекрушения погибли 37 моряков. Сегодня стали известны причины трагедии.

6 окт. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1831 от 6 окт. 2005

2 ноября прошлого года в Японском море затонули теплоходы "Вест" и "Ароса". В результате кораблекрушения погибли 37 моряков. Сегодня стали известны причины трагедии.

Виновником гибели людей и кораблей следствие назвало форс-мажорные обстоятельства, а именно неблагоприятные климатические условия, в которые попали экипажи судов.

Расследованием обстоятельств двух кораблекрушений занималась транспортная прокуратура Находки. Ей помогала экспертная комиссия Дальневосточной ассоциации морских капитанов. Результаты расследования озвучил транспортный прокурор Находки Денис Бабиков.

По словам Дениса Бабикова,  в тот день в одном месте сошлись два циклона, а в эпицентре этого рокового схождения оказались два корабля с российскими экипажами на борту. По мнению транспортного прокурора, экипажам фатально не повезло.

"Ароса" затонула в 9 часов 30 минут в 23 милях от береговой линии. Скорость ветра составляла 25-30 метров в секунду, высота волны - 6-8 метров. Теплоход вез уголь, судно было загружено по правилам. Косвенной причиной гибели судна стало то, что сильным ветром были сорваны крышки трюмов, представлявшие собой большие куски брезента, положенные на деревянные жерди и закрепленные с помощью деревянных кольев. Трюмы быстро наполнились водой, судно накренилось, а затем пошло на дно. Пришедшее на помощь спасательное судно сумело спасти только семь человек из 15.

"Вест" вез в Японию лес. Штормовой ветер сорвал так называемый караван судна вместе с фальшбортами, образовались трещины, сквозь которые в трюмы хлынула морская вода. Крушение произошло в 22 часа 30 минут. Судно затонуло на глубине 1500 метров. Спасти удалось двоих человек из 27 членов экипажа. По свидетельству очевидцев, не было нарушений правил погрузки леса на борт "Веста".

Вне компетенции следствия оказался преклонный возраст погибших кораблей. "Ароса" была построена в 1984 году, "Вест" - в 1970-м. Теплоходы ходили под удобным флагом и находились под юрисдикцией других государств. В противном случае можно было бы предъявить претензии морским администрациям, выпустившим в море ржавые посудины.

Транспортный прокурор Находки Денис Бабиков считает, что Россия должна, во-первых, активнее бороться против "удобного флага" и, во-вторых, постараться ввести на водном транспорте обязательное страхование.

Члены экипажа "Аросы" были застрахованы, поэтому родственники погибших моряков получили хотя бы страховые выплаты. Страховка же "Веста" и членов его экипажа не производилась. Проблема еще и в том, что сейчас не представляется возможным найти истинного владельца лесовоза.

Автор: Юрий БОДУХИН, "Владивосток"