Не допустить бы глухоты...

Осень. Начался новый концертный сезон. Немногочисленные концертные залы Владивостока вновь загружены почти полностью. Кинофестиваль "Меридианы Тихого" подарил публике возможность насладиться великолепным голосом Оксаны Корниевской. Состоялся концерт Тихоокеанского симфонического оркестра, названный многообещающе: "Предисловие...".

30 сент. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1828 от 30 сент. 2005

Осень. Начался новый концертный сезон. Немногочисленные концертные залы Владивостока вновь загружены почти полностью. Кинофестиваль "Меридианы Тихого" подарил публике возможность насладиться великолепным голосом Оксаны Корниевской. Состоялся концерт Тихоокеанского симфонического оркестра, названный многообещающе: "Предисловие...".

Пестрят афиши: в октябре "Музыкальный абонемент" представит концерт ансамбля "Кончертоне" и ансамбля классической музыки из Южной Кореи "Гармония": Приморская краевая филармония начинает сезон выступлением Дмитрия Татаркина, молодого известного гитариста: Знаменитый органист, профессор Алексей Паршин вновь порадует публику.

И все же у любителей классической музыки почему-то не самое оптимистичное настроение. Евгений Кириллов, молодой перспективный дирижер, столь полюбившийся публике в прошлый сезон, покинул оркестр. И хотя вот-вот к своим обязанностям приступит новый дирижер, который наверняка привнесет что-то новое в работу оркестра, столь частая смена руководства вряд ли идет на пользу коллективу.

Оксана Корниевская ныне - звездочка московская, сияет в центре оперного пения Галины Вишневской.

Театр "Классическая опера" так и не смог стать полноценным явлением в культурной жизни Владивостока, хотя надежды на него возлагались серьезные. Мечта иметь собственный оперный театр так и остается мечтой.

Это странно, но в городе, где много лет готовятся музыканты и солисты самого высокого уровня, музыкальная жизнь находится если не в застое, то в состоянии, близком к нему.

Известные, любимые публикой, раскрученные, если воспользоваться терминологией сегодняшнего дня, солисты - Феликс Кальман, Александр Боргардт, Александр Капитан, Лариса Шалина находят возможности для творческой реализации. Но молодым, начинающим - сложнее с каждым днем.

При этом смешно говорить о том, что приморские слушатели не нуждаются в новых лицах, голосах, в свежести и юности, в поиске и дерзости, что свойственно молодости. Но - увы. Потребность есть, реализации - нет. Молодые таланты уезжают из края.

Проблемой оттока творческих кадров давно и всерьез озабочены в Дальневосточной академии искусств. Как закрепиться в городе талантливому выпускнику, если вопрос с жильем, общежитиями для молодых музыкантов практически не решается? На что существовать, если весь заработок будет уходить на оплату съемного жилья?

Заработок у работников культуры, будем откровенны, весьма и весьма невелик.

Впрочем, проблему нельзя назвать узко приморской. Народный артист России Валерий Семенов, приезжавший в Приморье, чтобы поучаствовать в проведении Летней школы для одаренных детей, поделился с корреспондентом "В" тревогой: в Гнесинском училище он, 60-летний, считается молодым преподавателем - настолько остро стоит кадровая проблема в главной кузнице молодых музыкантов страны!

Музыканты быстро понимают, что на родине останутся не то чтобы невостребованными, но как минимум - малообеспеченными. Стыдно и неловко российским музыкантам (если речь, конечно, не идет о звездах первой величины) говорить с западными коллегами о своих заработках. Поэтому подписывают контракты и уезжают гастролировать или даже преподавать за границу. Ничего удивительного: российское искусство всегда было нарасхват. Посетовал Валерий Семенов и еще на одну проблему: состояние музыкальных школ. Особенно в глубинке. Приезжавшие на ту же Летнюю школу преподаватели из городов Приморья, Хабаровского края рассказывали: мало того, что преподавание держится в основном на энтузиазме педагогов, чей возраст давно уже перешагнул пенсионный, так и хороших инструментов, на которых не стыдно было бы учить детей, практически нет. Централизованные поставки - просто слезы. Кроме того, музыкальные школы, содержащиеся за счет районных бюджетов, - причина серьезной головной боли местных руководителей. Если в Приморье существование очагов музыкальной культуры в глубинке еще поддерживается, то в других регионах детские музыкальные школы просто закрываются. Нет ни кадров, ни средств.

Свято место меж тем пусто не бывает. Глухая беспросветность, столь сильно заметная в деревнях, - частично порождение и полного затухания культурной жизни. Музыкальной в том числе.

Нельзя сказать, что на проблемы музыкантов совсем не обращают внимания. В начале года - и "В" рассказывал об этом - администрация края спонсировала закупку одиннадцати новых инструментов для Тихоокеанского симфонического оркестра - среди которых флейты, валторны, трубы, английский рожок, об отсутствии которого в оркестре не раз упоминали музыковеды. Куплен был и новый концертный рояль, который пока публика услышать не может. Как только завершатся ремонт и реконструкция большого зала филармонии, это станет возможным: 

Внимание есть. И деньги какие-никакие выделяются. Другое дело, что ни того, ни другого пока недостаточно. И потому о сияющих перспективах речи не идет:

Впрочем, как-то не хочется завершать разговор мрачно. Все же завтра хороший день, Международный день музыки. И робкие поводы для оптимизма есть.

Вторую осень подряд проводятся в крае Дни высокой музыки, стали привычными джазовые фестивали - и на каждом концерте залы забиты до отказа. В музыке истинной, музыке настоящей нуждается душа. Не пустует малый зал филармонии во время плановых концертов. И детей седенькие бабушки все так же ведут в просторные классы музыкальных школ...

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, "Владивосток"