Герман Греф: все в ваших руках!

В ночь с субботы на воскресенье аэропорт Владивостока принял два самолета VIP-десанта, прибывшие с Сахалина. Центральными фигурами обширнейшей делегации стали министры экономического развития и торговли России Герман Греф, транспорта Игорь Левитин и природных ресурсов Юрий Трутнев. Их сопровождали полпред президента в ДВФО Константин Пуликовский и ряд коллег рангом пониже, а также "пул" журналистов из Москвы (ряд центральных телеканалов не стали полагаться на своих региональных корреспондентов и прислали людей из столицы).

20 сент. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1821 от 20 сент. 2005

В ночь с субботы на воскресенье аэропорт Владивостока принял два самолета VIP-десанта, прибывшие с Сахалина. Центральными фигурами обширнейшей делегации стали министры экономического развития и торговли России Герман Греф, транспорта Игорь Левитин и природных ресурсов Юрий Трутнев. Их сопровождали полпред президента в ДВФО Константин Пуликовский и ряд коллег рангом пониже, а также "пул" журналистов из Москвы (ряд центральных телеканалов не стали полагаться на своих региональных корреспондентов и прислали людей из столицы).

Народу было столько, что за двухчасовым совещанием по развитию Дальнего Востока журналистам пришлось наблюдать при помощи специального монитора: все места в зале Дома переговоров на Санаторной были заняты. Зато по завершении министры дали полноценную пресс-конференцию, не ограничившись "протокольным" подходом к прессе, как было, например, в июне в ходе визита во Владивосток министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова. Сам Герман Греф признал совещание беспрецедентным по представительности, подчеркнув, что задачу дать импульсы развитию дальневосточной экономики поставил лично президент Путин.

VIPы съезжались на госдачу

Вот что значит оказаться в нужном месте в нужное время: гости казались веселыми и бодрыми, как будто приехали отдыхать, а не работать. Видимо, приятное с полезным удалось совместить: недаром длительная поездка министров по Дальнему Востоку началась посещением теплых источников на Камчатке, а продолжилась визитом на Сахалин и в Приморье, где середина сентября считается бархатным сезоном. Воскресным утром Герман Греф и Юрий Трутнев даже искупались в Японском море, лишний раз задумавшись об отсутствующих во Владивостоке очистных сооружениях. Причем Герман Оскарович позже высказался в духе "надо помочь", а Юрий Петрович намекнул, что простым выделением целевых средств проблему не решить: без очистки остается до 50 проц. российского дерьма. А значит, надо сделать сферу интересной для бизнеса. 

- Сергей Михайлович подготовил нам  очень хорошую программу, - заметил Греф перед открытием совещания. Видимо, имел в виду запланированный обед на Русском (и презентацию программы комплексного освоения острова), а также посещение ряда краевых объектов начиная с порта Восточного. По этой причине глава Минэкономразвития предложил программу скорректировать и остаться в Приморье до понедельника, а уже потом лететь в Благовещенск.

В кулуарах собравшиеся во Владивостоке губернаторы дальневосточных территорий делились впечатлениями друг с другом и прессой. Спортсмен и губернатор Корякского АО Олег Кожемяко, как и министры, тоже искупался в районе бухты Рында, но еще в субботу, когда хлестал дождь и дул холодный ветер. Его можно понять: в Корякии уже начался отопительный сезон. Камчатский коллега Кожемяко Михаил Машковцев, по его собственным словам, насладился поездкой на поезде "Океан" из Хабаровска во Владивосток: "Даже в вагон-ресторан сходил, только не напился - компании не было!". На владивостокском совещании Машковцев щеголял значком с изображением Ленина, закрепленным на лацкане. Еще неформальнее выглядел губернатор Амурской области Леонид Коротков в красном свитере и черных джинсах. Впрочем, к началу совещания он успел переодеться.

Прибыли и другие: сахалинский Малахов, магаданский Дудов, Волков из Еврейской АО, не говоря о Сергее Дарькине. Якутский Штыров, хабаровский Ишаев и чукотский Абрамович (от него, впрочем, другого и не ждали) прислали во Владивосток своих заместителей.

От имени Дальнего Востока слово держал заместитель полпреда президента в ДВФО Геннадий Апанасенко. Он говорил о необходимости развития портов, модернизации железной дороги, строительстве федеральной трассы Чита - Хабаровск, которую еще полтора года назад поспешил открыть президент, возможностях создания особых экономических зон и т. п. Словом, сказал все то, что и должен был сказать. Присутствующих больше волновало, что скажет Греф. Возглавляемую им сегодня структуру не зря называют мегаминистерством: ему подведомственны Федеральная таможенная служба, Агентство по управлению федеральным имуществом, Росрезерв и т. д. Заметим, что именно Греф вел совещание, а не Пуликовский или Дарькин - на правах "хозяев".

Не в деньгах счастье, или Инициатива поощряема

Глава Минэкономразвития сразу отринул традиционный постулат региональных руководителей о том, что Москва выделяет мало денег: "Указание президента уже нашло отражение в проекте бюджета на 2006 год, где на развитие Дальнего Востока запланировано 17,4 млрд. рублей (при том что в 2005-м было 7,8, а в 2004 году - только 2,9 миллиарда)". Причем нынешняя плановая цифра еще будет корректироваться в сторону увеличения, и такой темп сохранится в течение минимум двух лет. По словам Грефа, проблема в другом - в недоосвоении предусмотренных средств или их неэффективном использовании. "При составлении бюджета-2007 мы обязательно проведем анализ и сконцентрируем средства там, где бюджет 2006 года будет исполнен наиболее эффективно. Коллеги, все в ваших руках!" - предупредил министр. То есть эпоха безденежья прошла, но Москва по-прежнему верит не слезам, а конкретике: подготовьте ясный проект, и его профинансируют. К тому же помимо бюджета, отметил Герман Оскарович, есть несколько других инструментов.

Это, во-первых, федеральный инвестиционный фонд ("Буду только рад, если половину его объема освоит именно Дальний Восток"), во-вторых - принятый недавно закон о концессиях, согласно которому бизнесмены смогут брать не подлежащие приватизации объекты в долгосрочную аренду. Предполагается, что таким способом можно будет привлечь частный капитал в развитие ЖКХ, дорог и т. д. В-третьих, это особые экономические зоны (ОЭЗ), прием заявок на создание которых начался вчера (руководитель недавно созданного Федерального агентства по управлению ОЭЗ Юрий Жданов привез во Владивосток все необходимые документы).

Сергей Дарькин и высокие гости: разговор о главном- В этом году государство впервые выделило 1,5 млрд. рублей на поддержку малого бизнеса. На Дальний Восток поступили копейки. Вам что, не нужно, у вас проблем с малым бизнесом нет? - риторически спрашивал Греф. - В бюджете-2006 планируется заложить на эти цели уже 3 миллиарда, но они рискуют остаться неосвоенными. Губернаторы, расшевелите своих мэров! Отдавать эти деньги в Москву, Санкт-Петербург или Татарстан просто обидно! Вы постоянно просите помощи, но нужно уметь работать в конкурентной среде, готовить конкретные проекты. Мы готовы помочь и методологически, и финансово, но инициатива должна исходить снизу!

В заключение своего эмоционального пассажа глава Минэкономразвития посоветовал губернаторам вместе с мэрами съездить в Канны на ежегодную мартовскую выставку инвестиций "МИПИМ":

- Поезжайте в Канны и скажите "Владивосток". Уверяю вас, что никто там этого слова не знает. Поезжайте, расходы копеечные, мы обеспечим и дорогу, и проживание!

По сути, министр перефразировал булгаковское "разруха в головах".

Таможенный шницель по-министерски

Пожалуй, наиболее резкие высказывания Германа Грефа касались работы таможен. Он признался, что недавнее назначение Эрнеста Бахшецяна начальником Дальневосточного таможенного управления - далеко не случайный шаг: Бахшецян знает проблемы региона (в середине 90-х руководил одной из таможен Сахалина) и пользуется "особым доверием" в Москве.

- "Крышевание" контрабандных потоков переходит все мыслимые и немыслимые границы! На прошлой неделе я отстранил от должности начальника Находкинской таможни - 3 тысячи тонн мяса были задекларированы как стройматериалы.

Министр экономического развития и торговли заявил, что готов полностью передать в регионы полномочия МЭРиТ по управлению федеральным имуществом и даже ликвидировать территориальные органы структур, подведомственных его министерству. Кроме двоевластия это ничего не дает, к тому же в условиях фактического назначения губернаторов решать вопросы напрямую с руководителем региона гораздо легче.

- Но это не касается таможни, ни одна функция которой на места передана не будет! - подчеркнул Греф. - Сразу предупреждаю губернаторов: согласовывайте наши кандидатуры автоматически. При назначении начальников таможен прислушиваться к мнению губернаторов мы не будем!

Жесткая посадка

В проблемах транспортной отрасли Дальнего Востока, оказывается, тоже все упирается отнюдь не в банальную нехватку средств (невольно создается впечатление, что в России вообще деньги девать некуда). Например, "начальника транспортного цеха" страны Игоря Левитина попросили помочь с реконструкцией взлетных полос аэропортов Анадыря, Петропавловска-Камчатского и Владивостока.

- Мы можем привлечь инвесторов, - ответил Игорь Евгеньевич, - но только если взлетные полосы будут переданы на наш баланс.

Пытавшегося возражать представителя Минобороны в погонах - генерал-полковника резко отчитал Герман Греф:

- В чем проблема?! И Мин-обороны, и Минтранс - это государство. Организационно-правовая форма - вообще не ваша забота, мы в этом понимаем больше, мы же не обсуждаем с вами военные операции. Какая вам разница, будете летать как летали. Зато инфраструктура будет на балансе министерства транспорта, и пойдут инвестиции. А то как мы приземлялись на Камчатке, это: без комментариев!

Озвученный Геннадием Апанасенко перечень возможных международных транспортных коридоров тоже не вызвал энтузиазма Левитина: "Не бывает так, чтобы в каждом регионе был свой коридор, это просто распыление средств. Я попрошу полпредство определиться с приоритетами". Игорь Левитин видит перспективу в создании транспортно-логистических узлов, так называемых хабов, которые могли бы перетянуть на себя часть транзитных перевозок зарубежных стран. Полумеры положения не спасут: что толку с контейнерного терминала в Восточном, если на подъезде к порту не развита железнодорожная инфраструктура?

Капсоревнование открыто!

Если позиция регионов (Москва должна выделять больше средств) и позиция федерального центра (готовы выделять - под конкретные ясные проекты) предельно ясны, то полпред Пуликовский, видимо, в силу дуализма своего положения (и "федерал", и дальневосточник одновременно) смотрит на проблему с другой стороны. Отметив безусловный позитив ("Часто говорят, что у правительства нет стратегии развития Дальнего Востока, но сегодня мы увидели если не стратегию, то ясный подход"), Константин Борисович заметил:

- Какие бы средства, Герман Оскарович, вы нам ни выделяли, дальневосточные энерготарифы и транспортные издержки съедят все деньги. Мы просто положим их в карман тем, кто контролирует естественные монополии. Вон они сидят в правом углу и улыбаются, мол, давайте побольше!

Путей снижения энерготарифов и транспортных издержек на совещании предложено не было. Отсутствует ясность и с возможностью размещения в Приморье особых экономических зон. На вопрос корреспондента "В" Герман Оскарович ответил:

- Пока ничего не могу комментировать, еще предстоит обсуждение с Сергеем Михайловичем. Все зависит от властей региона. Но могу сказать, что при создании промышленно-производственных зон мы в первую очередь будем рассматривать возможность их размещения именно на Дальнем Востоке (дело в том, что предполагается создавать ОЭЗ трех видов: промышленно-производственные для освоения новых видов высокотехнологичных производств, технико-внедренческие для продвижения перспективных отечественных разработок и туристско-рекреационные, вероятность появления которых на юге Дальнего Востока тоже высока. - В. А.).

Ничего нового не ответили министры и на вопрос об окончательном маршруте нефтепровода из Тайшета. В ходе поездки в Приморье члены правительства в очередной раз обсудили достоинства и недостатки Перевозной и Находки, в том числе и с экологической точки зрения. Но пока очевидно только одно: на первом этапе трубопровод дотянут только до района Сковородино в Амурской области, откуда возможен поворот на юг, в Китай. Когда труба дойдет до тихоокеанского побережья - неизвестно.

Воскресное совещание не столько решило, сколько поставило вопросы развития Дальнего Востока. Но и это уже немало: федеральный центр обозначил правила игры. Теперь ход за регионами. Сергей Дарькин уже презентовал Герману Грефу стратегию социально-экономического развития Приморья до 2010 года. В ее рамках предполагается реализовать ряд инвестиционных проектов, о которых мы расскажем подробнее в следующих номерах.

Автор: Василий АВЧЕНКО, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), "Владивосток"