Беринговоморская путина может захлебнуться

Еще несколько дней, и работающий на добыче минтая в Беринговом море флот может остановиться. Ситуация, в которой оказалась самая крупная на сегодня промысловая экспедиция, стала основной темой для обсуждения на заседании Приморского рыбохозяйственного совета под председательством вице-губернатора Федора Новикова.

23 июль 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №182 от 23 июль 1997

Еще несколько дней, и работающий на добыче минтая в Беринговом море флот может остановиться. Ситуация, в которой оказалась самая крупная на сегодня промысловая экспедиция, стала основной темой для обсуждения на заседании Приморского рыбохозяйственного совета под председательством вице-губернатора Федора Новикова.

От минтая остался “хвостик”

В экстремальные условия, помимо традиционных беринговоморских штормов и туманов, наших рыбаков в который раз поставило несоответствие выделяемых квот производственным мощностям. В итоге приморские “киты” быстро выцедили сильно урезанные в нынешнем году лимиты: из выделенных около 245 тысяч тонн выловлено под 200. “Преображенская база тралового флота” и “Дальморепродукт” свои доли уже вычерпали полностью, а у “ВБТРФ” и “Находкинской базы активного морского рыболовства” от минтаевых квот остался “хвостик” - на несколько дней работы. Возвращать могучую приморскую армаду из нескольких десятков крупно- и среднетоннажных судов домой при сегодняшних ценах на топливо - значит заведомо загубить путину.

По мнению Федора Новикова, с которым согласились все члены рыбохозяйственного совета, “главное - протянуть до середины августа, когда флот начнет передислоцироваться в Охотоморье”. По словам вице-губернатора, краевая администрация забомбила департамент по рыболовству Министерства сельского хозяйства РФ (бывший Роскомрыболовство) телеграммами о сложившейся обстановке. Москва уже обещала дополнительно подкинуть 40 тысяч тонн из резерва, хотя край рассчитывает получить не менее 100. Кроме того, сообщил перед вылетом в столицу вице-губернатор, на открывающемся там заседании Дальневосточного научно-промыслового совета он будет настаивать на введении общебассейновой “олимпийки” по добыче минтая. Но хотя многие соседи по региону не освоили своих квот и наполовину, “работа будет трудной”, прокомментировал Федор Новиков. То же самое касается трески, палтуса, терпуга и ряда других объектов.

Члены Приморского рыбохозяйственного совета еще раз напомнили друг другу, что не минтаем единым сыт человек. Впереди сайровая путина, а обслуживать плавбазы “Дальморепродукта” готовятся только 3 “колхозника”. Почти заглохла добыча трубача. Было решено разработать механизм поощрения предприятий, осваивающих нетрадиционные районы и трудные объекты промысла, выделением дополнительных “валютных” квот. И дать им компенсировать затраты за счет, к примеру, краба и креветки.

Рыло в рыбьей чешуе

Инспектор - он и в море инспектор. И мало чем отличается от кондовых образов гаишника или налоговика. При обсуждении вопроса о соблюдении пользователями правил рыболовства некоторые члены рыбхозсовета кипели, как лишенные водительских прав шоферы.

Дело в том, что помимо штрафов за грубые нарушения правил рыболовства предприятия стали наказывать лишением квот. Например, “Дальморепродукт” с начала года уже “попал” на более 200 тонн краба.

- Такую практику считаю неправильной. Должен учитываться процент нарушений, исходя из численности флота. Кто-то имеет одно судно и одно нарушение - 100 процентов. У нас же на промысле десятки судов, и почему из-за двух нарушителей должен страдать многотысячный коллектив? А сколько налогов недосчитается край? - горячился генеральный директор холдинговой компании Юрий Диденко. - Я считаю это московской уловкой - забрать квоты и передать налево.

Рыбохозяйственный совет внес свои предложения в разрабатываемый проект новых правил рыболовства Дальневосточного бассейна. Сейчас они, подобно налоговому законодательству, позволяют штрафовать всех и вся. Понятны суровые, разорительные наказания, когда судно задерживается на промысле в запрещенном нерестовом районе. Но сейчас любой капитан перед путиной сразу планирует как минимум пару штрафов: за прилов молоди. Он просто неизбежен - не рассортируешь же рыбный косяк на глубине. Инспектор добывающие суда даже не посещает: сидит на плавбазе и при каждой сдаче сырца автоматически составляет акты. Среди общего количества нарушений на прилов молоди приходится более 80 процентов. “А у самих-то рыло в чешуе”, - образно выразился один из рыбаков.

Типичный пример охраны государственных интересов. “В” уже рассказывал о катастрофе, которую потерпела в Охотоморской экспедиции корейская плавбаза. Огромное пятно мазута несколько часов держалось на море, пока его не разметал шторм. Камчатские инспектора в это время “крутили” другого иностранца и даже не удосужились составить акт, чтобы потом можно было предъявить исковые требования. Живые деньги ближе к телу.

Не так давно в хабаровском аэропорту был задержан вылетающий в Японию заместитель начальника “Камчатрыбвода” С. Денисенков. У него обнаружили 8 тысяч долларов, не внесенных в декларацию. Ведется следствие. У каждого свои уловы.

Суровые морские законы

Госдума провалила и третье чтение проекта многострадального закона “О рыболовстве”, уже несколько лет плавающего от одного депутатского комитета к другому. Как это обычно бывает при распределении сырьевых ресурсов, за право контроля над дарами моря в столичных коридорах власти идет ожесточенная борьба.

Свои замечания по законопроекту высказали и приморские рыбаки. У многих вызывает настороженность тезис о плате за пользование биоресурсами и проведении аукционов при распределении квот. Как будет работать этот механизм и не погубит ли он рыбную отрасль, без того оставшуюся без государственной поддержки?

“С нас и так за все дерут три шкуры: пошлины, сборы, налоги, - высказался один из участников заседания. - Государству должно быть выгодно, когда рыбохозяйственный комплекс работает стабильно. Рационально поступают, например, в Новой Зеландии. Рыбакам-производственникам право пользования ресурсами предоставляется бесплатно, а уже излишки продаются на коммерческой основе тем, у кого нет флота”. Рыбохозяйственный совет внес свои предложения в документ “О новых критериях и принципах распределения квот вылова водных биоресурсов между регионами, пользователями Дальневосточного бассейна”, учитывающий целый ряд экономических, производственных и социальных факторов.

По мнению специалистов, проект закона “О рыболовстве” четко разграничивает полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами. Как во всех цивилизованных странах, в распределении ресурсов сделан акцент на укрепление государственной монополии. И у нас хозяином морских богатств должно остаться государство, но на правовой, законодательной основе - такова позиция Приморского рыбохозяйственного совета.

Автор: Алексей РАСПУТНЫЙ, “Владивосток”