Вдохновляет ли вас весна на творчество, дает энергию, силы и новые идеи?

Электронные версии
Экономика, финансы

Желтый 'ослик', бегущий краем разреза

Да уж, как говорится, предупреждать надо. Психологическая подготовка явно не помешала бы. Занимая всю ширину дороги, по ней фронтально движется ярко-желтый куб высотой с трехэтажный дом. "Циклопические" колеса гонят впереди себя волну: под давлением дорожное полотно прогибается, играет, словно легкий поролон. Первое, "лобовое", впечатление от "БелАЗа" грузоподъемностью 130 тонн - помесь танка с бульдогом. И мы ЭТО сейчас будем загружать? Но Николай Лукич мигом наполняет породой посуду своей любимой марки. Я марш-броском покидаю "экэгушку" и, прыгая по комкам, забираюсь на вершину кучи - прямо "бульдогу" в пасть.

Да уж, как говорится, предупреждать надо. Психологическая подготовка явно не помешала бы. Занимая всю ширину дороги, по ней фронтально движется ярко-желтый куб высотой с трехэтажный дом. "Циклопические" колеса гонят впереди себя волну: под давлением дорожное полотно прогибается, играет, словно легкий поролон. Первое, "лобовое", впечатление от "БелАЗа" грузоподъемностью 130 тонн - помесь танка с бульдогом. И мы ЭТО сейчас будем загружать? Но Николай Лукич мигом наполняет породой посуду своей любимой марки. Я марш-броском покидаю "экэгушку" и, прыгая по комкам, забираюсь на вершину кучи - прямо "бульдогу" в пасть. "БелАЗ" также снабжен крутой лестницей - будто для профессиональных акробатов. Взобравшись, оказываюсь на довольно просторной площадке-палубе. Водитель - спортивного вида парень в темных очках - любезно организует мини-экскурсию, открывая люк и многочисленные надпалубные шкафы.

Из разверстых проемов танкообразного куба видны грохочущие системы механизмов. В зачехленном виде рев ярко-желтого монстра совсем не оглушает, а в закрытой кабине почти тихо. Мы отправляемся в рейс. На расстоянии трех с лишним километров от забоя находятся отвалы, куда надо отвезти породу и вернуться за следующей порцией.

Сергей Кальченко сам участвовал в сборке 130-тонника, прошел подготовку на курсах, стажировку и вот уже третий год водит его по этому маршруту.

- Хорошо помню первый выход - зимой, в январе, в ночную смену.

Слова "зима", "январь" в сгущенной жаре как прохладные звуки музыки.

- Температура здесь под 40, - согласно кивает он и "обнадеживает", что после обеда будет еще больше.

На высоте трехэтажного дома, занимая 7,5 метра в ширину, мы плывем над разрезом с его лунно-кратерным пейзажем, испещренным траншеями. Виднеющиеся на горизонте экскаваторы, трудящиеся на вскрыше, похожи на журавликов, клюющих зерно. Свой вес "БелАЗ" несет легко и плавно, хотя кажется, что дорога для него - все равно что козья тропинка для слона.

- Настоящей дороги для этой марки, как видите, пока нет, - объясняет Сергей.

- Он что, только по асфальту должен ходить?

- Не по асфальту, а по более широкому, чем обычно, устойчивому полотну.

- Может, тогда проще приобретать "малыши", и никаких проблем?

- Это еще вопрос, у какой модификации больше проблем. Мой неприхотлив в обслуживании. Если и ломается, то только потому, что не было условий для его эксплуатации. А так машина выносливая, на практике знаю.

- Ощущаете свою принадлежность к элитному подразделению?

- Испытываю чувство ответственности. На маленьком "БелАЗе" можно куда-то отвернуть, на этой махине не отвернешь - она идет как танк.

- А какие-то сложные ситуации бывают?

- Каждую смену. Сложных ситуаций не бывает только у того, кто не работает. Здесь ведь производство.

- И как вы действуете - на "автопилоте" или думаете, анализируете?

- А думать некогда, действуешь как компьютер. Мы с вами только что заезжали на отвал дороги, вы видели, что нас не выпустили? "Малыш" вышел на встречную полосу, проскочил у нас под носом и уехал. Хотя в этом случае должен был уйти в "карман", - Сергей показывает на боковые отростки-площадки, - и нас пропустить.

- То есть порожняя машина уступает дорогу груженой, такой закон?

- Негласное правило. Производство, культуру производства надо уважать. Это вещь не отвлеченная, связана с безопасностью.

Подвластны 130 тоннМы подъезжаем к месту разгрузки. Такого от "монстра" я не ожидала - остановившись, машина продолжала мягко покачиваться, как на волнах, - просто яхта у причала, да и только. Передний край кузова ушел ввысь, блеснули отполированным горлом гидравлические подъемники, и огромная масса породы шумно ушла вниз. А нам в обратный путь к "экэгушке"-кормилице.

- Сергей, а как становятся водителями? - спросила я с тем почтением, с каким интервьюируют космонавтов или летчиков-испытателей.

- Как сказали в одной телепередаче про большегрузные машины, - Сергей выдерживает театральную паузу, - на них работают люди, в детстве не наигравшиеся в песочнице. Смешно?

Мы смеемся вместе.

- А если серьезно, как вы его воспринимаете?

- Как лошадку.

- Лошадку?!

- Ну, лошадкой его назвать, пожалуй, и правда нельзя. Ослик. Тянет и тянет свою лямку.

- Вам как будто жалко машину?

- Жалко, когда выходят из строя редукторы, подвески. Вы заметили, когда мы выезжали после погрузки из-под экскаватора, наклон был на одну сторону? Вся масса автомобиля в таких случаях ложится на две подвески, а должна распределяться на четыре точки. Когда будут созданы все условия для эксплуатации, организации ремонта такой техники (а у нас уже четыре автомобиля "БелАЗ"-130), они с лихвой отработают все эти затраты. Качество сборки 130-тонников гораздо выше, на них американский двигатель в две тысячи лошадиных сил - аналогов нет. В США, например, категория машин-монстров вне конкуренции на транспортировке породы и твердого топлива: чем больше грузоподъемность, тем лучше, тем экономичнее для компании.

Спускаясь вниз по лестнице 130-тонника, погладила разгоряченный лоб "ослика" - и вовсе не страшный "монстр", очень даже милая и симпатичная мордашка.

Автор : Отдел спецпроектов "В", Вероника БЕЛОУСОВА, TV "Энергия" (фото), специально для "В"

comments powered by Disqus
В этом номере:
Последние залпы

Вчера в Китае завершились военные учения "Мирная миссия-2005". Трое суток основной фазы маневров прошли с должным размахом.

Тысячу лет вместе

Сегодня в столице Татарстана Казани откроется двухдневное заседание Госсовета РФ под председательством президента России Владимира Путина. Для участия в этом мероприятии в Казань вылетел губернатор Приморья Сергей Дарькин.

Несекретные коды

К концу этого года у Москвы и многих регионов России изменятся телефонные коды. Но Владивостоку, как нам сообщили в междугородной справочной службе, это не грозит. Как он был 4232, так и останется. А вот код Москвы с 1 декабря 2005 года изменится с 095 на 495, Московской области - с 096 на 496, Курской области - с 071 на 471.

Как попасть в общагу?

Сегодня в центре детского и юношеского творчества краевого центра пройдет очередной обучающий тренинг, организованный Центром консультаций для молодежи. На этот раз его темой станет образование.

Деньги в землю

Глава Владивостока Владимир Николаев дал распоряжение соответствующим службам до 15 сентября завершить восстановление полуторакилометрового участка улицы Борисенко, отремонтировать улицы Фадеева, Шефнера, Некрасовскую - от фуникулера до гоголевской развязки - и выполнить ямочный ремонт наиболее проблемных участков дорог краевого центра.

Последние номера