Приблуды от "корефана"

Этот ощетинившийся строительными кранами городок нипочем бы не вырос до сегодняшних размеров, если бы не открытая перестроечной волной граница с Россией. Вся жизнь Суйфэньхэ, а проще - Суньки, расположенной в китайской провинции Хэйлунцзян недалеко от погранпереходов "Сосновая Падь" и "Полтавка", ориентирована на Россию. Более того - на Приморский край. А так как приморцы - люди автомобильные (у нас не просто много машин - импорт японского автопрома, его перепродажа и обслуживание кормят очень многих), это тоже наложило свой отпечаток на многочисленные магазинчики Суйфэньхэ. В коммерческой гибкости с китайцами вряд ли кто сможет посостязаться, да и автомобильная промышленность в КНР сейчас переживает самый настоящий взлет. И хотя Приморье, прочно привыкшее к подержанным "японкам", не спешит им изменять, на китайские автомобильные "навороты" мы уже, что называется, подсели. И очень прочно. Пусть даже на Камской или Военном шоссе все эти автоаксессуары потом выдаются за "чистокровную Японию" и "оригинал"...

19 авг. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1804 от 19 авг. 2005

Этот ощетинившийся строительными кранами городок нипочем бы не вырос до сегодняшних размеров, если бы не открытая перестроечной волной граница с Россией. Вся жизнь Суйфэньхэ, а проще - Суньки, расположенной в китайской провинции Хэйлунцзян недалеко от погранпереходов "Сосновая Падь" и "Полтавка", ориентирована на Россию. Более того - на Приморский край. А так как приморцы - люди автомобильные (у нас не просто много машин - импорт японского автопрома, его перепродажа и обслуживание кормят очень многих), это тоже наложило свой отпечаток на многочисленные магазинчики Суйфэньхэ.
В коммерческой гибкости с китайцами вряд ли кто сможет посостязаться, да и автомобильная промышленность в КНР сейчас переживает самый настоящий взлет.
И хотя Приморье, прочно привыкшее к подержанным "японкам", не спешит им изменять, на китайские автомобильные "навороты" мы уже, что называется, подсели.
И очень прочно. Пусть даже на Камской или Военном шоссе все эти автоаксессуары потом выдаются за "чистокровную Японию" и "оригинал"...

Есть мнение, что вообще чуть ли не все, что продается на рынках и автомагазинах Владивостока, привозится из того же Суйфэньхэ. Это, конечно, крайняя точка зрения. Но свое рациональное зерно в ней есть. Потому что китайцы выдвигают неотразимый аргумент - цену. А качество: качество бывает разным.

Автолюбителю, то есть человеку, который любит свое авто, побывать хотя бы раз в самом ближнем зарубежье будет совсем не лишним. Автомагазины Суньки, что называется, "заточены" под приморцев: запчастей на "Жигули" вы здесь не найдете. Зато стоит назвать продавцу-"корефану" марку вашего автомобиля, как он тут же потащит вас выбирать "кенгурятники", дефлекторы, противотуманки: О координатах всех этих магазинов говорить сложно и, думаю, не очень нужно. В центральной, торговой части Суйфэньхэ многочисленные вывески на русском языке с курьезными ошибками все скажут сами. А дальше - уже как пойдет разговор с продавцом. Корреспонденту "В" особенно запомнился один из них, с наколотой на плече обратной свастикой: "Посмотреть? Не надо смотреть! Не люблю! Покупать надо!".

Здесь есть из чего выбирать - от "вонючек" за несколько юаней, "спортивных" накладок на педали и "спортивных" же рулей до компрессоров (дешевле аналогичных на Военном шоссе минимум вдвое) и шноркелей, которые китайцы делают на заказ. Везут отсюда вполне приличные наборы инструментов, "музыку", недорогие пластиковые коврики, тюнинговые "банки" глушителей. Правда, как говорят, не всегда китайцы дружат с размерами. И приобретенные здесь, к примеру, ветровики потом окажутся короче или длиннее, чем нужно.

- По моему убеждению, почти все наши запчасти везут именно из Суйфэньхэ, - считает Дмитрий, некоторое время профессионально поставлявший в Приморье автоаксессуары из северо-восточного Китая. - Просто товар бывает разный: для себя можно брать одно, для продажи сойдет другое. Стойки, подшипники, крестовины - очень неплохого качества, а цены ниже в два-три раза! Я уже не говорю про незначительную мелочевку. Электроники здесь, правда, нет, а вот свечами, фильтрами и пыльниками здесь весь авторынок на Камской отоваривается:

Главный козырь китайской продукции, повторим, - дешевизна. Так что если речь идет о вещах, не влияющих прямо на безопасность и поведение автомобиля на дороге, то их покупка совершенно оправдана. Насчет остального - нужно смотреть, лучше со специалистом. Не секрет, что многие запчасти китайского происхождения, например амортизаторы "Каяба", выдаются у нас за японские.

Есть и другая опасность - "пролететь" по цене. Не стоит думать, что в Суньке абсолютно все дешевле, чем во Владивостоке. Собрались покупать что-то - изучите сначала местный рынок. И торгуйтесь до последнего, потому что китайцы любят сначала назвать поднебесную цену, чтобы потом сбросить, очень просто, больше половины. Юань сейчас меняют из расчета 287 за тысячу рублей, но в Суньке не отказываются и от "деревянных". Русский для здешних "ханьцев" почти родной - не поняв какое-то слово, тут же попросят его повторить и запомнят.

Суйфэньхэ - это уже заграница. Поэтому не забывайте, что бесплатно можно провезти ограниченное по массе количество багажа. Китайцы установили 20-килограммовый лимит (каждое лишнее кило оценивается в три юаня), российские таможенники - 50-килограммовый. То есть колесных дисков много не провезешь.

***

Сами китайцы ездят исключительно на своем - автомобилях, произведенных в Поднебесной под известными мировыми марками. Большая часть автопарка Суйфэньхэ - такси. Как правило, это красные седанчики "Фольксваген" или "Сузуки", которые эксплуатируют "до талого".

5 юаней - в любой конец города.

Изредка попадаются советские "Нивы", "Жигули", "УАЗы", "КамАЗы". Очень распространены велосипеды. Стоят они тут от 700 юаней (полноценный взрослый, с несколькими передачами и прочими наворотами) до 1400 - но это уже скорее VIP-байк, а не обычный велик.

Говорят, в Китае запрещен правый руль. Может быть, это и правда - в отношении самих китайцев. А вот приморские "фуры" с правым рулем и славянскими водителями мы здесь видели. А еще нашли автосервис, вывеска на фасаде которого по-русски предлагала услугу по перестановке руля справа налево. Для кого, интересно? Из российского автотранспорта в КНР пускают только грузовики и автобусы. Губернатор Приморья Сергей Дарькин, правда, давно обещает открыть границу и для легковушек, но такие соглашения заключаются на межправительственном уровне. Из столиц обоих государств пока никаких новостей не поступает.

Суйфэньхэ - Владивосток

Автор: Василий АВЧЕНКО (фото автора), "Владивосток"