Культура попкорна

В ближайшие дни во Владивостоке завершатся гастроли Иркутского музыкального театра. В течение месяца зрители могли наслаждаться музыкой, вокалом, актерской игрой... И наслаждались. В меру возможности, конечно, а точнее - в меру воспитанности соседей по залу.

19 авг. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1804 от 19 авг. 2005

В ближайшие дни во Владивостоке завершатся гастроли Иркутского музыкального театра.
В течение месяца зрители могли наслаждаться музыкой, вокалом, актерской игрой... И наслаждались.
В меру возможности, конечно, а точнее - в меру воспитанности соседей по залу.

- Молодой человек, снимите, пожалуйста, кепку, вы же в театре:
- Отвали, старуха!

*  *  *
- Мама, а конфеты там в коробке - настоящие? Мам, а чего они поют - я ничего не понимаю! Мама, а скоро это кончится?
- Девочка, потише, пожалуйста, и не нужно прыгать на кресле, ты мешаешь смотреть...
- Вы моей дочери рот не затыкайте! Что вы себе позволяете?

*  *  *
- Алло! Алло! Слушаю! Лен? Да я в театре, ага: Как там у тебя дела? Да ты что? Слушай, тут какая-то грымза меня в бок толкает, я тебе потом перезвоню...

К сожалению, подобные невыдуманные диалоги - печальная реальность любого спектакля, концерта, киносеанса...

Равно как и вежливые предупреждения перед началом представления - иногда краткие: "Просим отключить ваши пейджеры и мобильные телефоны", иногда поясняющие: "Они могут нарушить ход спектакля, мешают актерам:". Между прочим, можно ставить сто к одному: сколько бы раз ни транслировалось это предупреждение, в зале обязательно найдется пара-тройка человек, которые по непонятным причинам таки не станут убирать звук у телефона, и он обязательно сработает в самый неподходящий момент, и все сидящие рядом станут свидетелями актуальнейшего диалога: "Я в театре, перезвони мне через час!". Впрочем, в кинозале любители мобильной связи уже не стесняются и ведут пространные разговоры "за жизнь". Разумеется, стараясь перекричать звук фильма.

Не знаю, как для вас, читатель, а для меня посещение кинотеатра в последние год-два - повод для расстройства. Практически каждый раз, выходя после сеанса, мысленно говорю: "Не пойду больше, ну сил моих нет!". И правда, ведь невыносимо: легкий нескончаемый гул разговоров (люди явно пришли в зал пообщаться), перезвоны мобильных, хруст попкорна, запах пива, постоянная беготня по залу: те, у кого еда закончилась, несутся рысью за второй порцией. Хорошо, если на экране - нечто вроде глупенькой комедии "Если свекровь - монстр", за смыслом и перипетиями которой следить, в принципе, необязательно. Но если фильм требует хотя бы минимальной концентрации внимания, если происходящее на экране затрагивает вашу душу - личности, резвящиеся по соседству, способны основательно испортить и впечатление, и настроение.

Помнится, именно после такого просмотра я навсегда поставила крест на посещении одного из владивостокских кинотеатров: там в основном собирается молодежь, и потому - дым коромыслом.

Ну так то в кинотеатре, скажете вы, читатель. В театре-то публика посолиднее, наверняка все не так плохо.

Посолиднее, да. Но - увы - так же невоспитанна. Конечно, никто за пивом в середине спектакля не бегает, но заявиться в зал после антракта с мороженым, шумно открыть колу, пообщаться с приятельницей на неожиданно вспомнившуюся тему, судорожно нашарить в сумке яростно вопящий мобильный - все это стало, увы, обыденным поведением театральной публики. С каждым спектаклем, с каждым месяцем становится все хуже и хуже: Между прочим, в одном из владивостокских театров в буфете уже продают попкорн...

Хронологически отследить,  когда, как, в какой момент, откуда вылупилось на свет поколение невоспитанных людей, не так уж сложно. Печально, но пришло к нам это явление вместе с изобилием на прилавках, расслоением на бедных и богатых...

Не нужно искать дополнительного, скрытого смысла в этих словах. Невоспитанно, по-хамски ведут себя в общественных местах как дорого одетые вальяжные господа, так и женщины средних лет в скромных одеждах.

За примерами далеко ходить не надо. Мужчина лет 40 в красивом костюме, с дорогим телефоном, набравшись коньячком в буфете, с ноги открыл входную дверь в зал FESCO-холла и вышиб ее. А потом громко кричал: "Менты - козлыыыыы!" - и рассыпал по вестибюлю концертного зала предметы джентльменского набора солидного дяди... зажигалку "Ронсон", КПК, ключи от дорогой машины...

Разумеется, молодые люди лидируют в списке наименее воспитанных. И это объяснимо. Им уже мало кто может объяснить, что кепка, майка и шорты - не самая подходящая экипировка для театра. Что невежливо проходить между рядами спиной к сидящим. Что актеры выходят на поклон отнюдь не для того, чтобы лицезреть спины бегущих галопом к гардеробу зрителей. И многое, многое другое...

Правила совместного общежития, правила сосуществования людей в одном зале, доме, автобусе - неважно, по большому счету, - почему-то отменились вместе с ушедшей эпохой. Быть взаимно вежливыми - разве плохо? Почему вдруг заботиться не только о собственном удобстве, но и о комфорте окружающих стало признаком слабости и чем-то ненужным?

Возможно, разговор стоило бы завести в русло "всеобщего падения культурного уровня населения" и "морального кризиса в российском обществе". Но как-то пока не хочется. Я, конечно, слабый оптимист, но почему-то так глобально обобщать желания нет. Потому что не так давно - на просмотре фильма "Хористы" - в зале стояла абсолютная, рабочая, сострадательная, если хотите, тишина. И никто не бегал за пивасиком. Так что не все, как кажется, потеряно...

А в театре на входе (или вместе с билетом) можно выдавать брошюрки "Как себя вести". Маленькие такие. Но сильно необходимые.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, "Владивосток"