Как вы думаете, будет ли эффективна нынешняя борьба с суррогатом алкоголя в Приморье?

Электронные версии
Культура, история

Короли черного золота

Основатель династии и его потомки, без всякого сомнения, были выдающимися предпринимателями. Главной движущей силой создания известных в крае промышленных предприятий были капиталы династии Скидельских: Океанский фанерный завод, маслобойный завод, железнодорожные мастерские в Никольск-Уссурийске (нынешние масложиркомбинат и депо г. Уссурийска), электромеханические мастерские и Зыбунные копи (г. Артем), разработка Липовецкого угольного месторождения. В числе основанных предприятий - цементный завод в Евгеньевке, впоследствии известный как Спасский цементный.

Основатель династии и его потомки, без всякого сомнения, были выдающимися предпринимателями. Главной движущей силой создания известных в крае промышленных предприятий были капиталы династии Скидельских: Океанский фанерный завод, маслобойный завод, железнодорожные мастерские в Никольск-Уссурийске (нынешние масложиркомбинат и депо г. Уссурийска), электромеханические мастерские и Зыбунные копи (г. Артем), разработка Липовецкого угольного месторождения. В числе основанных предприятий - цементный завод в Евгеньевке, впоследствии известный как Спасский цементный.

Многие из построенных ими в начале прошлого века исторических зданий до сих пор определяют лицо столицы Приморского края. Ныне имя и деяния самого Леонтия Скидельского и его потомков никак не отражены в исторических названиях и памятных местах Приморья. А их жизнь и трагические подробности личных судеб знакомы лишь достаточно узкому кругу местных историков и краеведов. С точки зрения прежней историографии это вполне объяснимо. Скидельские - по определению советских времен - это капиталистические хищники-эксплуататоры. Они, к тому же активно финансировавшие в годы гражданской войны отряды "белого движения" атамана Семенова, были достойны лишь проклятия и забвения.

Основатель династии

Конец XIX века. Период бурного освоения недавно приобретенных Россией дальневосточных территорий. В край хлынул поток государственных инвестиций. Это был настоящий Клондайк для умных, предприимчивых и оборотистых людей. Одним из таких и был купец 1-й гильдии из Екатеринослава (ныне Днепропетровск, Украина) Леонтий Скидельский. В 1893 году он, презрев положение законов империи о проживании евреев в черте оседлости, появляется в Южно-Уссурийском крае. Леонтию Соломоновичу удается получить государственный подряд на строительстве Северо-Уссурийского участка железной дороги Владивосток - Хабаровск. В условиях острой нехватки толковых подрядчиков екатеринославский купец показал себя настоящим профессионалом. Это не осталось незамеченным властями. В 1896 году Скидельский получил вид на жительство в городах Сибири и Дальнего Востока, а вскоре вместе со всей семьей окончательно поселился во Владивостоке.

Основанная им строительная фирма "Скидельский и сыновья" возводила мосты и станционные здания, корпуса железнодорожных мастерских и портовые сооружения, доходные дома и особняки во Владивостоке. Только земельные участки в центре города, которыми владел Леонтий Соломонович, оценивались в 676 тысяч рублей.

Размеры капиталов позволили приступить к строительству по тем временам самых современных по техническому оснащению предприятий на российском Дальнем Востоке, не говоря о Корее, Маньчжурии и остальном Китае. Товарный знак "Скидельский и сыновья" становится известным на рынках Восточной Азии вплоть до Австралии. Отделения фирмы появляются в русско-китайском Харбине, японском Кобе и даже в Лондоне. В 1910 году Скидельские принимают участие в образовании компании по разведке нефти на о. Сахалин, а вскоре начинают проникновение в приморскую угледобывающую отрасль.

Они щедро жертвовали средства на развитие медицины и образования, помощь раненым и увечным воинам, финансирование Общества изучения Амурского края. За свои заслуги Леонтий Скидельский был награжден в 1908 году орденом Святой Анны III степени, а в 1910 году был удостоен звания потомственного почетного гражданина Владивостока.

Копи на речке Зыбунной

В ноябре 1913 года было получено официальное разрешение на занятие первого участка. К тому времени уже были возведены необходимые административные и хозяйственные строения, установлено шахтное оборудование и построены электромеханические мастерские. Первая бригада шахтеров, полностью состоявшая из пришлых китайских рабочих, к началу 1914 года выдала на-гора первый уголь Зыбунных копей.

Необходимо заметить, что именно выходцы из Китая составляли подавляющее большинство здешней рабочей силы. Организовавшись в артели, они проживали на копях в больших полуземлянках - матязах по 100 и более человек. Русские составляли административный и технический персонал, обслуживающий шахту и мастерские. Качество работы азиатских углекопов оставляло желать лучшего. А низкой производительности их труда (в пять раз ниже, чем в Японии) соответствовала и столь же низкая оплата. К тому же многие из шахтеров-китайцев, едва отработав зимний сезон, летом увольнялись с работы и становились членами бандитских шаек - так называемыми хунхузами. Они терроризировали русское и особенно корейское население на прилегающей территории. Для борьбы с бесчинствующими бандитами в районе Зыбунных копей еще в 1911 году из Гродеково была переброшена и расквартирована в волостном селе Кневичи сотня 1-го Нерчинского казачьего полка. Одним из взводов этой сотни командовал хорунжий Григорий Семенов. С февраля 1914 года и ведет отсчет знакомство будущего генерал-лейтенанта атамана Семенова и Скидельских.

В течение 1914 года Зыбунные копи становятся самыми мощными по механизации среди шахт Приамурского края и вскоре выходят на первое место по добыче угля - 165 тыс. тонн в год.

Это лидирующее положение так и осталось за ними вплоть до национализации.

Национализация и эмиграция

Это здание в центре Владивостока тоже выстроено Скидельским8 мая 1923 года постановлением Дальревкома и решением третейского суда все финансовые активы, предприятия и недвижимость, принадлежащие Скидельским, были национализированы и стали собственностью "государства рабочих и крестьян". В ноябре этого же года Зыбунным копям было присвоено имя большевика-революционера Артема. Их бывшие хозяева к тому времени покинули Советскую Россию и эмигрировали в соседнюю Маньчжурию, где оставалась значительная часть их капиталов и предприятий. К действующим Джалайнорским копям они вскоре прибавили новые - Мулинские.

Под покровительством властей Маньчжоу-го Скидельские сумели восстановить свое прежнее положение лесных и угольных королей, теперь уже маньчжурских.

Учитывая суровые реалии 30-40-х годов в наших отношениях с Японией с их кровавыми военными столкновениями на Хасане и Халхин-Голе, а также балансирование на грани "большой войны", понятно, почему деятельность Скидельских в Маньчжурии советскими властями оценивалась однозначно как активное сотрудничество "недобитых буржуев" с японскими "захватчиками и оккупантами".

Крах империи

Разгромив Квантунскую армию, советские войска заняли северо-восточный Китай. Шел 1945 год. По случаю освобождения Харбина от японцев глава советской военной администрации назначил торжественный прием. В числе видных деятелей русской харбинской диаспоры на него были приглашены братья Скидельские - Соломон и Симон. Ни тот, ни другой после приема домой больше не вернулся - они оказались причисленными к сонму злейших врагов Советской власти и были арестованы.

На имя Скидельских все последующие после их исчезновения годы было наложено настоящее табу. В многочисленных исторических статьях и обширной литературе по краеведению вы вряд ли сможете найти сведения о них. Даже такое авторитетное издание, как книга "Старый Владивосток", обходит молчанием имя его почетного жителя Леонтия Скидельского и его сыновей. Небольшая брошюра краевой еврейской общины "Прикосновение к истории" - вот, пожалуй, и все, что пока напечатано и откуда можно узнать об обширной благотворительной и финансово-хозяйственной деятельности основателя империи Скидельских и его потомков.

Основанные ими многочисленные предприятия получили свое дальнейшее развитие в советский период. Их капитализм в основе своей оказался созидательным и патриотичным.

Остается только надеяться на рождение новых династий, подобных Скидельским. Способных не только вывозить и уничтожать, но и создавать.

Справка "В"

Из архивных документов ФСБ России по Приморскому краю:

"Скидельский Соломон Леонтьевич, 1878 года рождения, был осужден 15 июля 1950 года военным трибуналом войск МВД СССР в Московской области по ст. 58-4-6 УК РСФСР на 25 лет лишения свободы. Умер 24 марта 1952 года. Реабилитирован.

Скидельский Симон Леонтьевич, 1885 года рождения, был арестован 7 сентября 1947 года, умер 24 марта 1948 года в спецгоспитале. Реабилитирован".

Автор : Валентин КОВАЛЬЧУК, специально для "В"

comments powered by Disqus
В этом номере:
Главное - маневры

Отряд боевых кораблей Тихоокеанского флота приступил в Желтом море к отработке эпизодов, предшествующих активной фазе совместных российско-китайских военных учений "Мирная миссия-2005".

Задолженность снижается

Вчера во Владивостоке, в зале заседаний Управления Федеральной государственной службы занятости населения по Приморскому краю состоялся брифинг для журналистов.

Даешь новый БАМ!

15 августа во Владивосток прибыли участники молодежного движения "Россия молодая", совершающие автопробег по маршруту Москва - Владивосток - Москва.

Цветочная дорога

19 августа в Научном музее ДВГУ состоится открытие выставки-презентации проекта "Ханамати: цветочная дорога Москва - Владивосток - Ниигата". Выставка предваряет грандиозный фестиваль искусства икебаны, который пройдет в столице Приморья с 23 по 28 сентября.

Смерть под "КамАЗом"

Свыше 20 метров протащил по трассе Хабаровск - Владивосток отечественную легковушку большегрузный "КамАЗ". Страшная авария произошла под Артемом напротив ресторана "Арарат" в понедельник утром, сообщили "В" в Приморской поисково-спасательной службе.

Последние номера