“Приморскуголь” сохранил “Эвробанк” для себя

Создание собственных банков промышленными предприятиями стало обычным явлением после реформ в финансовой системе государства. Некоторые из них довольно успешно развиваются и сегодня, чего нельзя сказать о финансовых учреждениях, созданных для обслуживания предприятий топливно-энергетического комплекса.

18 июль 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №179 от 18 июль 1997

Создание собственных банков промышленными предприятиями стало обычным явлением после реформ в финансовой системе государства. Некоторые из них довольно успешно развиваются и сегодня, чего нельзя сказать о финансовых учреждениях, созданных для обслуживания предприятий топливно-энергетического комплекса.

Всем памятна судьба некогда мощного “Востокинвестбанка”, связавшего свою деятельность с АО “Дальэнерго”. Долгое время на грани банкротства находился и приморский “Эвробанк”, созданный при непосредственном участии АО “Приморскуголь”. Однако руководство акционерного общества предприняло все меры для того, чтобы сохранить и максимально эффективно использовать возможности собственного банка.

На годовом собрании акционеров владивостокского “Эвробанка” в конце мая его президент Александр Любченко заявил, что по итогам 1996 года банк понес убытки в размере 5,85 миллиарда рублей. Они стали следствием тяжелого финансового положения, в котором банк оказался полтора года назад. В то время невозвращенные кредиты составляли четверть от общей суммы выданных ссуд.

Отток средств из “Эвробанка” был вызван главным образом рискованной кредитной политикой, которая продолжалась в течение 2 лет и в конечном счете крайне отрицательно сказалась на ликвидности его баланса. Невозвратные кредиты, когда-то раздаваемые направо и налево на “доверительной” основе, подорвали не устоявшуюся еще финансовую базу банка. Да и сами банкиры жили не по средствам. Чего стоит только затеянное в Черниговке строительство роскошного офиса, которое оттянуло свыше миллиарда рублей, похоронив в конце концов весь черниговский филиал.

Критической ситуация в банке стала, когда в начале 1996 года ему не были возвращены централизованные кредиты, выданные на общую сумму в 21 миллиард рублей администрациям Арсеньева и Михайловского района. Центральный банк списал эти средства с корреспондентского счета “Эвробанка”, после чего тот стал задерживать платежи и потерял значительную часть клиентуры.

Распад внутренней дисциплины в банке и все большее сползание в сторону финансового краха все чаще вызывали протесты шахтерских коллективов и требования покончить с “Эвробанком”. Руководству “Приморскуголя” - одного из основных учредителей банка - пришлось тогда решать, похоронить ли банк вместе со всеми вложенными в него деньгами или реанимировать его. Остановились все же на втором, так как свой банк в условиях разумной экономики - явление типичное и очень даже выгодное.

Для этого “Приморскуголь” повысил свою долю в уставном капитале “Эвробанка”, получил большинство в совете директоров и почти полностью подчинил политику “Эвробанка” собственным интересам. Наличие контрольного пакета позволило угольщикам контролировать финансовые операции банка и определять внутренний распорядок его работы. Спасаясь от разорения, банку пришлось срочно “ужиматься”: сокращение 28 человек вело к ежемесячной экономии более чем 30 миллионов рублей. Отказ от аренды дорогостоящих офисных помещений позволил сэкономить около двух миллиардов рублей в год. И главное - было заменено почти все руководство банка.

В течение года новому руководителю Александру Любченко удалось реструктуризировать кредитный портфель, переведя валютные кредитные ресурсы в рублевые, что позволило сократить убытки. После реорганизации банк сконцентрировал все свои усилия на возврате проблемных кредитов. В суд было направлено 12 исков на сумму 5,5 миллиарда рублей. В пользу банка было взыскано около двух миллиардов. Успешно завершились и переговоры о возврате долга АО “Дальэнерго”, составляющего с учетом процентов 46 миллиардов. Эта сумма включена в список общероссийских долгов топливно-энергетического комплекса и будет погашена векселями Минфина. Кроме того, новое руководство устроило повальную “чистку банка”: за год из уставного капитала удалось вывести почти миллиард “сомнительных” денег. “Сегодня в банке наведен порядок, никаких ограничений на совершение банковских операций не установлено, - заверил Александр Любченко акционеров. - Положение продолжает оставаться тяжелым, но ни в коем случае не безвыходным”.

По мнению Александра Любченко, сохранение жизни собственного банка отнюдь не дань моде, а прозорливость учредителей и заявка на участие в самостоятельной финансовой политике. Сейчас, когда востребованность кредитов “Эвробанка” набирает силу, руководство “Приморскугля” намерено рассматривать его в качестве своего ведущего финансового института. Выгода от использования собственного банка очевидна. Он обладает значительно большими возможностями, например, при возврате долгов угольщикам. Классика финансовых операций такого рода - изъятие пени за просроченные платежи с должников. Правда, в общем финансово-экономическом хаосе этот “козырь” еще не стал определяющим. Куда более важна сегодня “мобильность” банка при достаточно примитивной, но очень важной в период “смутного времени” переуступки средств, и особенно товаров. Прокрутка посредством “Эвробанка” взаимозачетов “Приморскугля” упрощает решение многих проблем. Да и комиссионные при операциях с шахтерскими средствами не уходят в “чужие” банки, а остаются в собственном кармане.

Значительно возросло сегодня значение “Эвробанка” в реализации вексельной программы “Приморскугля”. В условиях, когда активно практикуется оплата долгов за поставленный уголь “квазиденьгами”, возможность отрабатывать векселя с наименьшим дисконтом - поистине золотое дно для союза промышленного предприятия и банка.

“Приморскуголь” намерен использовать “Эвробанк” и в рамках программы по созданию новых рабочих мест для угольщиков, увольняемых с закрывающихся шахт. Банк приглашен к участию в инвестиционной программе международного промышленного парка “Фармацевтический город”, которая осуществляется в СЭЗ “Находка” и предусматривает создание в Партизанске до 2002 года двухсот новых рабочих мест на базе химико-фармацевтического завода. Общие инвестиции в программу должны составить более 4 миллиардов долларов США. Кроме “Эвробанка” для участия в ней приглашены также “Инкомбанк” и Дальневосточный коммерческий банк. “Эвробанк”, как дочернее предприятие угольщиков, регулярно отчитывается перед “Приморскуглем” о своей работе.

Сегодня собственные средства банка составляют около 15 миллиардов рублей, из них почти половина - уставный фонд. В банке открыто более 40 тысяч вкладов населения на сумму около 17 миллиардов рублей. Причем значительную часть вкладчиков составляют шахтеры, получающие зарплату через банк. Активно внедряется безналичный расчет по пластиковым карточкам. За минувший год “Эвробанку” удалось прирастить обороты финансовых средств на 42 процента, при этом эффективность активов - один из главных показателей кредитной политики банка - составила 76 процентов. Руководство “Приморскугля” рассчитывает полностью восстановить пошатнувшийся престиж банка и направить его финансовую мощь на решение проблем шахтерской отрасли.

Автор: Сергей ЧЕЧУГО, “Владивосток”