Магазин или рынок: есть о чем побазарить

Торговля переживает бум. Торговля разоряется. Какие из этих утверждений отвечают настроениям работников прилавка накануне их профессионального праздника?

18 июль 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №179 от 18 июль 1997

Торговля переживает бум. Торговля разоряется. Какие из этих утверждений отвечают настроениям работников прилавка накануне их профессионального праздника?

Все больше обустраиваются “мелкооптовые” рынки, и все больше разоряются магазины.

Такое впечатление, что “профессиональная торговля” умирает. Фирменные обувные магазины торгуют чем попало, а выбор обуви скуден. Старые гастрономы в большинстве своем даже холодильные прилавки выключили. Новые торговые центры тоже больше надеются на будущее.

По мнению председателя краевого комитета профсоюза работников торговли, общественного питания, потребкооперации Владимира Проскова, профессиональную торговлю уничтожила приватизация, которая практически обесценила оборотные средства магазинов. Работать на банковские кредиты невыгодно по сей день.

Государство должно регулировать процессы в торговле даже при рыночной экономике. Чем? Да тем, что хотя бы обеспечить равные условия для всех. Рычагом должен стать государственный торговый кодекс. Законодательство о торговле было при советской власти и сейчас вновь возрождается, но пока на муниципальном уровне. В Москве уже выпущен двухтомный “Торговый кодекс столицы”.

Современной молодежи трудно представить, насколько высок был престиж работника торговли при социализме. Впрочем, на пути к коммунизму под торговлей понимали распределение товаров. Вся страна стремилась в столичные магазины, где “в принципе” все было, но на окраинах империи купить многое было нельзя, зато достать - можно. Плюс периодические дефициты: то лампочки пропадали, то зубная паста, то шоколадное масло и т. д. Заведующая секцией обувного магазина имела влияние наравне с завотделом райкома КПСС, а то и того выше.

Во время майских и ноябрьских демонстраций колонна работников торговли вступала на площадь под особый завистливый гул толпы. Директора торгов и директрисы крупных магазинов, несмотря на все призывы партийного руководства “быть скромней”, шагали в кожаных пальто и дорогих шубах.

На излете перестройки, когда полки магазинов совсем опустели и в ход пошли талоны на мыло, водку и колбасу, появилось в местной прессе объявление отчаявшегося человека: “Отдам “жигули” тому, кто устроит на хорошее место в торговлю или на хороший рейс моряком”.

Теперь, как и предупреждали классики марксизма-ленинизма, дефицит товаров сменился дефицитом денег, а Дальневосточный институт советской /!/ торговли потерял не только прежнее название, но и особую свою ауру, притягивающую хорошеньких девочек и хитрых мальчиков с коммерческой жилкой и создающую из них особую касту.

Подавляющее большинство магазинов города работают себе в убыток. Не спасает даже торговля водкой. Потому что рядом в павильоне тот же товар стоит дешевле, а еще дешевле - на рынке, даже с его обсчетом и обвесом.

Чего хотят профессионалы старой торговой закалки? Не так давно они направили в правительство документ с 16 пунктами требований. Вот некоторые из них.

Принять нормативные акты, создающие равные экономические условия для разных форм торговли. Не разрешать торговлю с лотков, палаток, киосков вблизи стационарных магазинов. Установить льготы по налогу на прибыль, направляемую на пополнение оборотных средств и развитие материально-технической базы. Упростить процедуру оформления всех видов лицензий и т. д.

Неравные конкурентные условия приводят к тому, что пенсионер экономит сотни рублей, покупая товар с лотка, и теряет десятки тысяч рублей замороженной пенсии, размер которой можно было бы повышать, если бы все исправно платили налоги.

Государство ликвидировало министерство торговли, а местная дума все никак не доберется до создания концепции местного торгового законодательства. Налоговые органы пытаются заставить лоточников использовать кассовые аппараты, но это касается только тех, кто работает под крышей - реальной крышей рынка или павильона.

Но, кажется, мэрия Владивостока готовит торговцам пренеприятный сюрприз. В ее недрах вызревает решение заставить оптовиков ввозить в город любые товары - от шмоток до апельсинов - только через муниципальные базы. Правда, муниципальной осталась только одна база на Фадеева. Как сказал управляющий городом Юрий Копылов, ему очень понравился в этом смысле опыт московских властей. Они поставили заслоны на дорогах и за пару лет упорной и порой кровопролитной войны приучили почти всех любой товар, которым предполагается торговать в столице, доставлять только на муниципальные базы. На этих складах товар растаможивается, проходит ветеринарный и санитарный контроль, здесь же с него снимаются налоги и акцизы. Это дало огромные деньги в городскую казну. Исключение было сделано только для скоропортящихся продуктов, которые ввозятся беспрепятственно.

Если подобный проект удастся осуществить во Владивостоке, то что-то похожее на цивилизованную торговую сеть появится и в нашем городе. Пока же административные органы пытаются делать деньги, вводя различные платежи. Например, чтобы получить санитарную книжку, нужно заплатить около 300 тысяч рублей, а вот медицинская книжка моряка по-прежнему выдается бесплатно. Директора магазинов просто содрогаются, когда видят, что санитарные органы требуют согласования с 14 различными организациями. Пожарные службы предлагают заплатить десятки миллионов за свои визы. Еще недавно право на торговлю давали только на квартал, и такие гиганты, как ГУМ или гор-промторг, должны были каждый раз доказывать, что они в общем-то не новички в торговле. Теперь разрешения продлены до года. Директора не столько занимаются коммерцией, сколько ходят по бюрократическим инстанциям.

Чтобы упростить этот механизм согласований, бюджетных затрат не нужно, нужна только воля нашего мэра. И тогда не только в день профессионального праздника - Дня торговли он будет желанным гостем в любом коллективе работников весов и прилавков. А мы, простые покупатели, тем более, потому что тратим свои деньги.

Автор: Андрей КАЛАЧИНСКИЙ, “Владивосток”