Приморская платформа для Сахалина

В порту Восточном завершилось строительство второго железобетонного основания платформы для добычи нефти и газа. Громадное сооружение, напоминающее перевернутую табуретку, вчера отправилось к берегам Сахалина.

19 июль 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1786 от 19 июль 2005

В порту Восточном завершилось строительство второго железобетонного основания платформы для добычи нефти и газа. Громадное сооружение, напоминающее перевернутую табуретку, вчера отправилось к берегам Сахалина.

С помощью трех буксиров основание было выведено из сухого дока. Ожидается, что буксировка продлится при наличии хорошей погоды 12 дней. За это время "табуретка" под кодовым названием БОГТ (бетонное основание гравитационного типа) платформы ПА-Б преодолеет расстояние в 1840 км и будет доставлена к северо-восточному побережью острова, где находится Пильтун-Астохское месторождение. Затем она погрузится на глубину 30 метров и обзаведется "крышей", построенной в Южной Корее.

На платформе будут размещены буровые установки, места для проживания и прочее оборудование. Ее производительность, как следует из пресс-релиза "Сахалина-Энергии", составит 11 тысяч кубических метров жидкой нефти и до двух с половиной миллионов кубометров газа в день. Обработка углеводородов, включая сепарацию, будет производиться на платформе до их отправления на берег по подводным нефтегазовым трубопроводам.  

На митинге в честь окончания работ стройку иначе как "грандиозной" и "беспримерной" не называли. Представитель компании "Сахалин-Энергия" Дэвид Михан, выступавший в роли заказчика, подчеркнул, что это были первые основания подобного типа, построенные в России. "Работа была завершена в рекордное время (два года. - Прим. авт.) и с отличным качеством. Успех строительства оснований ПА-Б и, ранее, ЛУН-А  - это то, чем все мы, в первую очередь российские строители, можем гордиться".

В роли подрядчиков выступили компании "Акер-Квернер" (Норвегия) и "Кватро Джемини" (Финляндия). Особо Дэвид Михан поблагодарил дальневосточные предприятия "Дальгидрострой", "Дальтехфлот", "Массис", "НСРЗ" и "Звезда", которые сыграли большую роль в строительных работах и поставке материалов для БОГТ.  90 процентов услуг и материалов проекта,  подчеркнул заказчик, имеют российскую прописку.

О трудностях, сопутствовавших грандиозной стройке, выступавшие руководители проекта говорили дипломатично. По словам Дэвида Михана, он всегда знал, что "Сахалин-Энергия" - инородное тело в России и что без благожелательности многочисленных надзорных органов здесь ничего сделать нельзя. "Слава богу, - сказал он, - нас приняли хорошо и в Приморье, и в Восточном порту". Продолжая заданную тему, один из директоров проекта "Сахалин-2" Астор Ниборг заявил, что в самом начале строительства, два года назад, "миссия казалась невыполнимой".

На пресс-конференции, состоявшейся после торжественного митинга, Дэвид Михан пояснил свое определение "Сахалина-Энергии" как "инородного тела" или "соринки в глазу России". Он имел в виду то, что как на Сахалине, так и в порту Восточном до сих пор работали пришлые компании. "Сахалин-Энергия" зарегистрирована на Бермудских островах, ее основными акционерами являются иностранные фирмы. Но в ближайшее время, заявил Дэвид Михан, в составе акционеров компании появится российский "Газпром", и "Сахалин-Энергия" потеряет, таким образом, часть своей инородности.

Много добрых слов было сказано в адрес российских строителей. В строительстве были задействованы более тысячи рабочих из Находки, Партизанска и Партизанского района. Дэвид Михан восторгался "запасом их жизненных сил и ответственным отношением к делу". Представитель компании "Акер-Квернер" Бьерн Гундерсен полушутя-полусерьезно сказал, что эти рабочие будут покруче, чем знаменитый актер Том Круз.

Между тем грандиозная стройка в сухом доке завершилась, и куда теперь подадутся "томы крузы", непонятно. Бригадир такелажников Сергей полтора года плел тросы, в последнее время получал по 20 тысяч рублей в месяц. На вопрос: "Что дальше?" отвечает: "Пойду на биржу".

Дэвид Михан признается, что обсуждал эту болезненную  тему со своими партнерами.   К сожалению, специфика подобных проектов заключается в том, что они рано или поздно заканчиваются. Со строителями было проведено собеседование, и желающие смогут поработать на Сахалине.

СПРАВКА "В"

Основание ПА-Б состоит из фундаментного кессона и четырех цилиндрических опор, которые будут поддерживать верхние строения новой морской платформы. Ее общий вес - 90 тысяч тонн. Основание имеет размеры 94 - 91,5 метра. Диаметр каждой опоры составляет 24 метра в основании. Общая высота сооружения - 53 метра.

Автор: Юрий БОДУХИН (фото автора), "Владивосток"