За плечами вуз и бабушка-знахарка

Официально в нашей стране разрешено к применению около 100 наименований трав, в аптеках продается и того меньше. В нашем же крае можно использовать для лечения тысячи растений, по крайней мере настоящие народные целители знают таких не меньше пяти тысяч. Интересно, что всевозможные лекарственные препараты на растительной основе (от восточных соседей) свободно продаются в наших аптеках - они сертифицированы, но на продажу самих растений нередко разрешения нет, потому как никаких клинических испытаний они не проходили. Об этом рассказал мне Анатолий Адамук, имеющий высшее медицинское образование, 20 лет отработавший терапевтом, получающий ныне фармацевтическое образование в хабаровском вузе, много лет изучающий флору Приморского края и создающий лекарственные препараты на основе растительного сырья.

6 июль 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1779 от 6 июль 2005

Официально в нашей стране разрешено к применению около 100 наименований трав, в аптеках продается и того меньше. В нашем же крае можно использовать для лечения тысячи растений, по крайней мере настоящие народные целители знают таких не меньше пяти тысяч. Интересно, что всевозможные лекарственные препараты на растительной основе (от восточных соседей) свободно продаются в наших аптеках - они сертифицированы, но на продажу самих растений нередко разрешения нет, потому как никаких клинических испытаний они не проходили. Об этом рассказал мне Анатолий Адамук, имеющий высшее медицинское образование, 20 лет отработавший терапевтом, получающий ныне фармацевтическое образование в хабаровском вузе, много лет изучающий флору Приморского края и создающий лекарственные препараты на основе растительного сырья.

Собирать нужно самому

Таблетки нынче дороги, бывают они и фальсифицированы, что ни для кого не секрет. Потому все чаще наш народ обращается к забытым на время советам целителей-травников - мол, дедам помогало, значит, и нам поможет. Поможет, уверен Анатолий Владимирович, но только в том случае, если сырье собрано в нужном месте и в нужное время. Вот только происходит это далеко не всегда. Именно поэтому разработанные учеными замечательные препараты порой становятся совершенно неэффективными, если их начинают производить в промышленных масштабах. "Требования к сырью настолько низкие, что иногда мусор выдают за травяной сбор, - сокрушается мой собеседник. - Эти требования нужно ужесточить в десятки и сотни раз. Возьмем хотя бы элеутерококк - его собирают круглый год. Конечно, в мае-июне не жарко, удобно ходить по тайге, только толку от корешка никакого. Копать корень необходимо в октябре-ноябре, но в это время уже холодно, день короткий. Как результат - на фармфабрику поступает некачественное сырье. Я на себе проверил: даже августовский корень бесполезен. Это касается любого сырья, а корней особенно".

Анатолий Владимирович знает, о чем говорит. Мало того, что он врач и, следовательно, может провести анализы, сделать компетентные выводы, так еще и по наследству кое-какие знания получил - бабушка и прабабушка были известными в Бурятии травницами, таких иногда называют знахарками. Конечно, растительный мир Приморья отличается от тех мест, но основные положения народной медицины наследник впитал с младенчества. Став же практикующим врачом, в конце концов понял, насколько бывает бессильна современная медицина. "Любое хроническое заболевание можно грубо разделить на четыре ступени развития, - объясняет. - На первой обострение сменяется длительной ремиссией. Лечить легко - все равно само пройдет. На второй стадии периоды сравниваются, на третьей - обострение дольше ремиссии, врачи этого уже не любят. Ну а при четвертой больного стараются даже в стационар не класть - до конца там пролежит". Убедившись в своих умозаключениях, начал мой собеседник собственные исследования, которые проводит вот уже 25 лет.

Эти годы были нелегкими. О пути экспериментатора, о его ошибках и достижениях в газете рассказать невозможно. Скажу лишь, что каждую весну ему приходилось увольняться из поликлиники в Партизанске, где он работал участковым терапевтом, а к Новому году восстанавливаться на работе, теряя при этом все льготы. Но такова судьба, наверное, всех одержимых какой-то идеей людей. Вот и известный американский ученый Страус говорит, что "изучение лечебных трав - нелегкое дело, прежде всего потому, что очень трудно найти какие-то стандартные источники, которые в отличие от синтезируемых лекарств представляют по своей природе сложнейшие смеси различных химических веществ. Причем соотношения веществ в этих смесях могут меняться в зависимости от того, где, когда и как были найдены проверяемые растения и каким образом из них извлекались экстракты". Последнее утверждение ученого особенно важно, потому что врач Адамук не просто собирает травы и делает из них отвары - он изобрел собственную технологию изготовления препаратов. При этом один сбор делается три-четыре дня, но и биологическая его активность значительно превышает просто заваренную травку. Как утверждает мой собеседник, особенно эффективны его сборы при лечении острого панкреатита, миокардита, бронхиальной астмы, сахарного диабета:

Естественно, не имея лицензии, Адамук всех желающих не лечит, не отказывает в просьбе лишь своим близким. Ну а первые опыты, как и положено настоящему ученому, проводил на себе.

500 рублей за мышку

Отношение к народной медицине у нас диаметрально противоположное - от полного неприятия до аффектированного восхищения. Однако большинство все же приходит к заключению, что настоящие травники - не шарлатаны, что народная медицина основана на надежных лечебных средствах, доказавших свою способность излечивать многие болезни.

Есть только удивительная особенность, характерная для нашей страны. С одной стороны, стоят на рынках благообразные старики с пучками трав и безапелляционно советуют заваривать тот или иной корешок "от живота да от головы". С другой - дипломированный врач, серьезно изучающий эту проблему, не имеет права продавать те же травы, вываренные им по специальной технологии. Потому как он законопослушный, а на приобретение лицензии денег у получающего второе высшее образование пока нет.

Создать и зарегистрировать лекарственный препарат фантастически сложно. Объяснил Анатолию Владимировичу один академик, что доклинические испытания стоят не меньше 50 тысяч долларов, столько же необходимо на клинические. Нереальная сумма для обычного человека. Ему даже несколько десятков лабораторных крыс для опыта купить сложно, каждая ведь стоит не меньше 500 рублей. "Окончательно выдавили нас с фармацевтического рынка, - грустит врач. - Конечно, и раньше у нас в основном лишь обезболивающие да антибиотики на случай войны выпускали, в основном лекарства мы получали из Польши, Венгрии, Румынии, а теперь и вовсе фармацевтические фабрики еле выживают - оборудование самой средней почти в полмиллиона долларов обходится".

Анатолий Владимирович каждый год разрабатывает три-четыре новых сбора, из которых в дальнейшем эффективным оказывается лишь один. Между прочим, конфликтов с практикующими врачами у него практически не возникает - некоторые даже просят по-дружески подлечить, ведь у врачей проблем со здоровьем не меньше, чем у всех. К тому же появилась надежда, что в ближайшее время один из научно-исследовательских институтов возьмется за проверку наиболее эффективного препарата, созданного Адамуком. Правда, энтузиаст боится спугнуть удачу: "Они же работают по своим планам".

Анатолий Владимирович говорит, что болезнь лечит не терапевт, а лекарства.  "Самый умный врач, пусть даже он академик или получил образование в каком-нибудь Оксфорде, без лекарств беспомощен", - убеждает меня собеседник. Я и не спорю. Во-первых, потому, что согласна, во-вторых - я не профессионал, чтобы оценить значимость работы приморского энтузиаста. Но мне очень жаль, что такую убежденность грамотного специалиста никто не берется подтвердить или опровергнуть. Если и впрямь способны препараты Адамука излечивать многие болезни и снимать боль буквально за считанные минуты, выйдут скоро на него какие-нибудь зарубежные коммерсанты. Как известно, в своей стране пророков нет. Правда, остается надежда, что, получив второе высшее образование, Анатолий Владимирович все-таки найдет средства, чтобы приобрести лицензию на частную практику. Думается, очереди у двери кабинета ему обеспечены.

Сравнительно недавно больше половины всех прописываемых врачами лекарств либо состояли из веществ растительного происхождения, либо были искусственно синтезированы по образцу таких растительных веществ. Так что растения бесспорно, содержат тысячи ингредиентов, обладающих лечебными свойствами.

Автор: Галина КУШНАРЕВА, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), "Владивосток"