Почему все не так, почему все иначе...

"Закрываются школы! Разрушается система, которую можно считать самой стабильной, надежной, успешно работающей в наше непонятное время, - система национального школьного образования! Наша гордость, наше завоевание, быть может, единственное, что у нас осталось драгоценного...".

6 июль 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1779 от 6 июль 2005

"Закрываются школы! Разрушается система, которую можно считать самой стабильной, надежной, успешно работающей в наше непонятное время, - система национального школьного образования! Наша гордость, наше завоевание, быть может, единственное, что у нас осталось драгоценного...".

С такими словами, полными тревоги и боли, обращаются в последнее время в редакцию "В", в другие средства массовой информации родители и педагоги. Звонили из Арсеньева. Из Хасанского района. Из Владивостока. Из Дальнегорска. Из Находки.

Что же происходит? С этим вопросом мы обратились к руководителю департамента образования и науки администрации Приморского края Константину Межонову.

"Думаю, паники быть не должно, - говорит Константин Анатольевич. - Тем более что по краю в этом году могут закрыться не более 10 школ, и во всех случаях это имеет веские финансовые и организационные причины. А дело вот в чем. Количество детского населения резко сокращается, и содержать наполовину заполненные школы дорого. Новое законодательство по-новому регулирует финансирование образовательной сферы. Теперь вопросы создания, ликвидации образовательных учреждений решают местные власти села или муниципалитета по своему усмотрению. И финансируют тоже. Так говорится в федеральном законе № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и новой редакции закона "Об образовании" (изменения внесены в соответствии с федеральным законом № 122-ФЗ). Правда, прежде чем принять такие серьезные решения, свое заключение дает учредитель (администрации муниципалитетов), экспертный совет, депутаты местной думы. Чтобы решение оказалось более продуманным, мы рекомендуем включать в экспертные советы специалистов краевого департамента образования. Кроме того, сюда могут входить экономисты, педагоги и родители, самые авторитетные люди. Да, в ситуации закрытия образовательных учреждений может быть и обостренная реакция, которую нередко подогревают педагоги, сотрудники школы. Но к таким решениям подталкивают не только новые законы, разграничение полномочий между уровнями власти, но и здравый смысл".

Хорошо, а если все эти очень мудрые люди - депутаты, чиновники администраций и даже экспертный совет принимают - ну может быть такое! - неверное решение закрыть школу? Если люди в селе, родители школьников правомерно считают, что школу важно и нужно сохранять - тогда что делать? Куда жаловаться?

"Жаловаться в суд", - подытоживает Константин Межонов. Потому что теперь краевой департамент образования не вправе влиять на решения местных властей, которые сверяют свои действия с финансовыми возможностями и надобностью в отдельно взятом селе.

Что и говорить, мы еще не осознали, что живем, собственно говоря, в другой стране. Причем не в другой со времен перестройки. А в другой максимум с 1 января 2005 года: Когда вопрос, нужна ли городку или деревне школа, училище, техникум или детский садик, решают не в Москве и даже не во Владивостоке, а в той самой деревне. В таких ситуациях говорят: за что боролись, на то и напоролись. Хорошо это или плохо?

Хорошо, если у муниципального бюджета хватит средств содержать не только школу, но и центр детского творчества, а также библиотеку, спортивный клуб для детей, подростков и всех остальных.  И если у власти, у представителей населения хватит мудрости и стойкости сохранить все это - вопреки "рыночным требованиям". Потому что детское творчество и детский спорт никому в мире прибыли не приносят.

И очень плохо, если те школы, которые сейчас закрываются, потому что мало детей, попросту уйдут с молотка. И там откроется в лучшем случае торговый центр, а в худшем - казино.

Впрочем, есть и другие варианты. Мне приходилось их видеть в поселке Дунай, да и в других населенных пунктах края: зияющие окна брошенных зданий. Бывших школ, дворцов культуры, жилых домов:

"Скорее всего освободившееся здание школы мы будем сдавать в аренду,  - поделился с корреспондентами "В" глава администрации Дальнегорска Геннадий Лысенко. - Во-первых, это возможность постоянно получать какие-то средства, во-вторых, в любой момент распорядиться такой собственностью в соответствии с потребностями населения".

Очевидно, это наиболее разумное решение.

"Провести реструктуризацию школ решено и в селе Петровичи Хорольского района, - сказала корреспонденту "В" замначальника управления народного образования Хорольского района Елена Лущ. - В Петровичах мы сохраняем начальную школу, может быть, даже и среднюю - до 6-го класса. А ребята постарше будут ездить в село Сиваковка. В Петровичах состоялся сход жителей, и люди поняли и поддержали такое решение. Дело в том, что в школе Петровичей не хватает учителей, многие предметы не ведутся. А если ребята здесь будут учиться только первые классы, а потом ездить в большую школу Сиваковки, где есть все учителя и условия для учебы нормальные, выиграют все. Ездить недалеко - 12 км, школьный автобус будет:".

Позвонили мы и в некоторые другие районы края. В Октябрьском районе закрытия школ пока не предвидится. В Яковлевском - тоже. Впрочем, все трудные решения, очевидно, еще впереди, потому что "глубокая перекопка" всей административной и финансовой жизни начнется 1 января 2006 года. И уже поступают тревожные сигналы, что местный бюджет не потянет содержание домов творчества, бассейна, спортивного клуба.

Словом, самое главное, чтобы в этой "перекопке" не только чиновники, но и граждане не забывали: образование - государственное дело и одна из немногих самых главных функций этого самого государства, на которую денег (наших денег - денег налогоплательщиков) должно хватать - как бы ни было:

Автор: Марина ИВЛЕВА, "Владивосток"