Кто автор дома с грифонами?

Невероятно, но факт: один из самых привлекательных памятников архитектуры старого Владивостока - здание бывшего японского императорского генерального консульства - модерн, «приправленный» греческими элементами: шестиколонный дорический портик, пальметты, маски, грифоны, расположенный на пересечении улиц Адм. Фокина и Океанского проспекта, - оказывается, обязан своему рождению русскому зодчему Владимиру Александровичу Федорову.

22 июнь 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1771 от 22 июнь 2005

Назван третий архитектор, причастный к этому делу, - Владимир Федоров

Невероятно, но факт: один из самых привлекательных памятников архитектуры старого Владивостока - здание бывшего японского императорского генерального консульства - модерн, «приправленный» греческими элементами: шестиколонный дорический портик, пальметты, маски, грифоны, расположенный на пересечении улиц Адм. Фокина и Океанского проспекта, - оказывается, обязан своему рождению русскому зодчему Владимиру Александровичу Федорову.

По крайней мере, это утверждает владивостокский архитектор, профессор Юрий Лиханский, ссылаясь на документы российского государственного исторического архива Дальнего Востока, обнаруженные им месяц назад. До сих пор (здание было построено в 1916 г.) считалось, что автором проекта консульства был Якоб Шафрат. Правда, не так давно это право стал оспаривать известный японский архитектор Сиро Мицухаси. И вот - новый претендент.

Итак, слово Юрию Лиханскому:

- Работая в архиве, я ознакомился с перечнем творческих работ архитектора В. А. Федорова, который он составил собственноручно, когда готовил прошение о зачислении его на должность областного архитектора. В нем, в частности, говорилось, что им был составлен проект и возведено здание японского императорского генерального консульства в г. Владивостоке, а также спроектировано и возведено здесь же, в крепости Владивосток, офицерских флигелей, казарм, бань, хлебопекарен, конюшен, столовых с церквями, складов сухого пироксилина, гауптвахт, мастерских и других зданий со службами около 200…

На основании документов, обнаруженных в том же архивном деле, пристав 1-й части (Владивосток был разделен на пять частей, в каждой из которых за порядком следил свой блюститель закона) в июне 1916 года доносил владивостокскому полицмейстеру: «Владимир Александрович Федоров - гражданский инженер, 36 лет, православный, женат, состоит главным инженером 2-й Войсковой строительной комиссии, проживает по Мальцевской улице в доме № 9, кв. 6, с 20 мая с. г. Вообще же проживает в г. Владивостоке около восьми лет и значится прописанным по бессрочному паспорту: выданному Департаментом Общих Дел Министерства Внутренних Дел от 8 июля 1908 г. за № 103. Прибыл из Петрограда, имущества никакого не имеет и существует на получаемое на службе содержание 400 руб. в месяц; за время проживания его в районе 1-й части под судом и следствием не состоял и не состоит; поведения хорошего, образ жизни ведет нормальный, ни в чем предосудительном замечен не был».

Известно, что в 1904 г. Федоров окончил институт гражданских инженеров (С.-Петербург). Работал здесь же, при городской управе, в «Товариществе борьбы с жилищной нуждой» (известен один из объектов, спроектированный и построенный им в Санкт-Петербурге в тот период совместно с Н. В. Дмитриевым, - это группа жилых домов (четыре пятиэтажных и один четырехэтажный), получившая название «Гаванский городок»).

Затем Федоров преподавал математику и черчение в Гатчинском сиротском институте императора Николая I (в 1907-08 учебном году), был участковым инженером в Совете съезда бакинских нефтепромышленников. Позже перебрался во Владивосток. Главным инженером 2-й Войсковой строительной комиссии Федоров стал с 20 февраля 1910 г. За время службы на далекой окраине России Владимир Александрович был награжден орденом Св. Станислава 3-й ст. (1913 г.) и орденом Св. Анны 3-й ст. (1916 г.).

Как сложилась жизнь В. А. Федорова после 1916 года, еще предстоит выяснить. Что касается его творения - здания бывшего японского императорского генерального консульства, жаль, что во время реставрации, которая началась в прошлом году, на мой взгляд, местные «умельцы» изуродовали памятник истории и архитектуры, когда добавили мансардный этаж. Лучше бы они восстановили скульптуру богини Ники, которая в свое время венчала здание. Она бы составила прекрасную компанию грифонам. Кстати, у греков это солнечное существо, соединяющее голову, крылья и когти орла с телом льва, было посвящено Аполлону. Специалисты по геральдике различают грифонов женского рода - с крыльями, и мужского - без оных. Во Владивостоке, чтобы не было никаких сомнений в их «дамском» происхождении, грифоны - с грудью.

Автор: Отдел стиль жизни «В»