Доза «мыла»

Не знаю как вы, уважаемые читатели, но я в последнее время совершенно не могу смотреть телевизор - мой мозг отказывается различать «клонированные» сериалы, идущие на всех каналах почти без перерыва. Мне обычно хватает пяти минут просмотра, чтобы понять, кто в сериале герой, кто - злодей и чем все закончится. А вот моя мама, например, жизни не мыслит без очередной серии «Кармелиты» или «Хозяйки судьбы», пришедшей на смену «Клону». Я говорю: «Надо смотреть умные вещи», а она мне: «На работе устаю от умных, хочу отдохнуть». Знакомая картина? Кто из нас прав?

21 июнь 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1770 от 21 июнь 2005

В среднем «телеящик» выдает нам ежедневно 30 сериалов

Не знаю как вы, уважаемые читатели, но я в последнее время совершенно не могу смотреть телевизор - мой мозг отказывается различать «клонированные» сериалы, идущие на всех каналах почти без перерыва. Мне обычно хватает пяти минут просмотра, чтобы понять, кто в сериале герой, кто - злодей и чем все закончится. А вот моя мама, например, жизни не мыслит без очередной серии «Кармелиты» или «Хозяйки судьбы», пришедшей на смену «Клону». Я говорю: «Надо смотреть умные вещи», а она мне: «На работе устаю от умных, хочу отдохнуть». Знакомая картина? Кто из нас прав?

Есть ли жизнь без «Санта-Барбары»?

Первые сериалы появились в Америке в 50-е годы прошлого века. Это было время, когда общество находилось в некоем социальном кризисе: эйфория от победы во второй мировой пошла на спад, были изобретены первые оральные контрацептивы и первые психотропные вещества. Второе, согласитесь, свидетельствует о желании народа избавиться от проблем и уйти от реальности. Наконец, в воздухе американских городов того времени отчетливо ощущалось приближение сексуальной революции, приведшей к возникновению движения хиппи. Вот в таком «климате» на телевидении и появились «мыльные оперы».

На нашем, российском, ТВ первым сериалом были незабвенные «17 мгновений весны», во время показа которых улицы СССР пустели… На когда рухнул «железный занавес», в перестроечное время на тогдашний СССР обрушились первые, сравнительно еще небольшие потоки зарубежного «мыла». Дальше известно: СССР рухнул, и люди начали отчаянно прятаться от всех житейских и политических неурядиц. И тут на помощь пришли сериалы: «Рабыня Изаура», «Санта-Барбара», «Просто Мария» - за просмотром телевизора народ перестал обращать внимание на то, что происходит вокруг. Владимир Слабинский, главный врач Владивостокского клинико-диагностического центра психотерапии и психопрофилактики, приводит такой пример. Когда в 1993 году произошел расстрел парламента и вещание центральных каналов было приостановлено, на улицах страны появились многочисленные домохозяйки с плакатами «Верните на экраны «Санта-Барбару»!». То есть для них отмена любимого сериала была важнее катастрофы, которую переживала страна. Наверное, тогда впервые заговорили о «сериальной зависимости».

- Пожалуй, можно согласиться с тем, что эта зависимость сродни наркотической, - говорит Владимир Слабинский. - Есть три составляющие успеха сериала: малая событийность серий, короткий хронометраж каждой серии, так что зритель не успевает устать, и постоянный повтор психологических игр, например, «жертва - спаситель - злодей». Это довольно примитивные игры, зритель быстро в них разбирается и в дальнейшем, смотря сериал, чувствует себя экспертом: а я вот знаю, кто виноват. Эти три «кита» и привлекают зрителя, заставляя его каждый раз включать телевизор.

По словам Владимира Слабинского, нет определенной категории людей, наиболее подверженных «сериальной зависимости». В группе риска все. Просто кто-то выбирает криминальные сериалы, а кто-то - мелодраму. Кстати, выбор осуществляется на бессознательном уровне. Например, криминальные сериалы и детективы смотрят чаще всего те, кому не хватает мужества и кто не может себе в этом признаться. Герой такого жанра - всегда этакий мачо с замашками Терминатора. Те, кому адреналина хватает в реальной жизни, не будут смотреть про убийства. Хорошо известно, что милиционеры, например, не смотрят «Улицы разбитых фонарей». Бразильские сериалы, в которых все красиво и уютно, выбирают те, кому не хватает любви и комфорта. Но так ли на самом деле опасна «сериальная зависимость»?

- Если поклонника сериалов лишить его «наркотика», то у него начнется «ломка», - уверенно заявляет Слабинский. - Это так называемый синдром отмены: человек становится раздражительным, появляются признаки депрессии или, наоборот, агрессивности, снижается работоспособность. Уход из реального мира - это страшно. У человека, смотрящего все сериалы подряд, создается иллюзия полноценной жизни, особенно это заметно среди жителей глубинки. Но самое отрицательное в «сериальной зависимости» - то, что человек начинает жить по навязанным ему шаблонам.

На спрос будет предложение

В этом с Владимиром Слабинским солидарен Владимир Ощенко, зав. кафедрой телевидения и радиовещания факультета журналистики ДВГУ:

- Ничего не имею против, когда сериалы смотрят взрослые люди. В конце концов, это в большинстве своем уже сформировавшиеся личности, пусть сами решают. Другое дело - когда у экранов дети. Постоянный просмотр сериалов может негативно сказаться на их психике. Они видят некие стереотипы поведения и проносят их в жизнь. А ведь в реальной жизни нет таких четких разграничений между плохими и хорошими, здесь чаще присутствуют полутона. Ребенок, выросший на сериалах, не сможет этого увидеть, что неизбежно приведет к проблемам. Другой отрицательный момент - ребенок примеряет на себя маску героя сериала, а ведь наши, отечественные, сериалы часто романтизируют образ бандита (в этой связи можно вспомнить «Бригаду». - Прим. авт.). В итоге мы получим «потерянное поколение».

Можно ли с этим бороться? Пока, к сожалению, нет. В Европе, допустим, строго регламентировано время показа сцен насилия, жестокости, эротики. Законодательство РФ в сфере СМИ не так совершенно, и нельзя запретить показывать «Ментов» в дневное время. Кроме того, у каналов нет четкой программной политики.

Как специалист в области телевидения, Владимир Ощенко прекрасно понимает, почему на наших экранах такое количество сериалов. Все элементарно: есть спрос - есть предложение. Сейчас на отечественном ТВ мода на сериалы, такая же, какая была в свое время на реалити-шоу. И так же быстро она пройдет. По прогнозам Ощенко, это случится года через два. Будет накоплен творческий опыт, появятся финансы и технические возможности. Вместо низкосортного «мыла» появится действительно качественная продукция, и произойдет кратковременный всплеск производства местных сериалов (первая ласточка уже появилась - знаменитый уссурийский «Спец»). А пока нам остается либо терпеть издевательства отечественных телеваятелей, которые пичкают нас одинаковыми сюжетами с хорошо предсказуемым концом, либо просто выключить телевизор.

Спасения нет

Так можно ли уберечься от попадания в «сериальную зависимость»? По словам Владимира Слабинского, нельзя. Если просмотр телевизора не отнимает у человека все свободное время, то, наверное, и не стоит его лечить. Скорее всего, для него сериал - своеобразное обезболивающее. Ну а если день начинается с «Беверли Хиллз» в 6 утра и заканчивается «Секретными материалами» в полночь (а таких телезрителей становится все больше), то спасения, к сожалению, нет…

Автор: Екатерина ЛУКОНИНА, специально для "В"