Будете ли вы купаться в море после сообщений об акулах в акватории Владивостока?

Электронные версии
Поехали!

«Зеленка» переходит в наступление

За годы, запомнившиеся как «период первоначального накопления капитала», в Приморье кардинально изменилась структура экономики. Промышленное производство оказалось на грани или даже за гранью банкротства, зато расцвели экспорт сырья и импорт ширпотреба. С открытием границы одной из мощнейших ветвей региональной экономики стал ввоз в Приморье для перепродажи подержанных японских автомобилей.

Автодилеры-оптовики не хотят выходить из тени

За годы, запомнившиеся как «период первоначального накопления капитала», в Приморье кардинально изменилась структура экономики. Промышленное производство оказалось на грани или даже за гранью банкротства, зато расцвели экспорт сырья и импорт ширпотреба. С открытием границы одной из мощнейших ветвей региональной экономики стал ввоз в Приморье для перепродажи подержанных японских автомобилей.

В этой сфере занято, пожалуй, пол-Владивостока: одни ввозят, другие продают, третьи чинят и т. д. Более десяти лет развивается этот социальный слой автодилеров, который мы условно, для удобства, назовем «Зеленка». Ведь именно с рынком на «Зеленом углу» ассоциируется многочисленная армия околоавтомобильных бизнесменов. Да и бумажной «зелени» здесь вращается немало.

Этот бизнес, безусловно, одна из основ нашей экономики, и все бы ничего, если бы не масштабы его теневого сегмента. Между тем степень криминализации «Зеленки» (повторим, мы не имеем здесь в виду собственно рынок и его администрацию) растет.

По закону джунглей

С недавних пор владивостокские перепродавцы ощутили на себе «пресс» сразу с двух сторон. Прежде всего - со стороны государства, решившего прикрыть вольницу. Это и повышение ввозных пошлин в интересах западных регионов, на территории которых располагаются отечественные и совместные «отверточные» предприятия, и ОСАГО, и транспортный налог, и возрожденные арестплощадки. С другой стороны, кусок хлеба у «Зеленки» отбирают сибиряки - перекупщики из Новосибирска или Красноярска, которые уже «отмели», по подсчетам компетентных лиц, до 30 проц. владивостокского авторынка.

Дабы выжить, торговцы принимают ответные меры, и чаще всего - нелегального или полулегального характера. Маленький, но характерный пример. Некоторое время назад многие покупатели (и наши, и приезжие) частенько обжигались на подделанных или неправильно оформленных таможенных декларациях: купил человек машину во Владивостоке, привез в свой Иркутск, и тамошняя ГАИ при постановке на учет посылает запрос в соответствующую таможню. Из ответа становится ясно, что с автомобилем - большие проблемы, несмотря на законопослушность его нового владельца. Поэтому сейчас «продуманные» дилеры оформляют после ввоза авто не только «растаможку», но и постановку на учет с одновременным снятием. Штамп ГИБДД в техпаспорте - если не гарантия, то все же свидетельство о проведенной проверке. Эта процедура, естественно, стоит денег: спецпродукция, госпошлина, значительно выросшая с января, транспортный налог. В нескольких филиалах МРЭО (так называемая сеть «Авто-М») вас обслужат быстрее, но возьмут дополнительную плату за услуги. Она, кстати, в мае тоже серьезно выросла. Остается головная структура - МРЭО ГИБДД края. Туда и идет весь поток коммерсантов. Хоть у нас и автомобильный край, но штат госавтоинспекции рассчитывается исходя из достаточно малочисленного населения, а значит - неизбежны очереди и нервы. Между тем недавно в МРЭО открыли дополнительное окно, чтобы обслуживать (почти без очереди) льготников - пенсионеров и инвалидов. Представьте, что подумали инспектора, когда и тут возникли очереди, а льготники стали подавать в окошко документы десятками и сотнями! Все - на постановку-снятие. Кто нанимает пенсионеров, думаем, пояснять не следует.

Закон обходят на всех стадиях: провоз, «растаможка», оформление… К услугам коммерсантов, многие из которых и сами вышли из органов, - специализированные юристы и лоббисты-взяточники. Силовые структуры Приморья только подбираются к вскрытию огромного пласта теневой сверхприбыли, не облагаемой никаким налогом. А это многие сотни тысяч долларов.

В обход закона

В качестве одного из этапов борьбы коммерсантов с государством можно рассматривать и усилившийся в последнее время шум вокруг работы МРЭО краевой ГИБДД, выраженный в многочисленных жалобах и даже прокурорских проверках. Источник угадывается легко: абсолютное большинство жалоб поступает по процедуре постановки-снятия, и именно по Владивостоку, где сосредоточен основной автомобильный бизнес. Пожелавшие остаться неназванными офицеры милиции считают, что действующую систему регистрации автомобилей стремится расшатать именно «автодилерское лобби». Из последних новостей: вероятно, в МРЭО на «Заре» закроется касса, и для внесения необходимых платежей придется специально идти в банк. Торговцы-оптовики, у которых «все схвачено», не пострадают. Рядовым же автолюбителям пробиться к заветному окошку станет еще сложнее.

Работа филиалов МРЭО, тех самых «Авто-М», безусловно, вызывает много вопросов. Но их ликвидация, в пользу которой то и дело раздаются голоса, - не решение проблемы. По большому счету, их и создавали в расчете на коммерсантов. Хотя определенные категории населения (что не всем известно) и здесь имеют право на льготное обслуживание. Но самое главное - инспектора ГИБДД, закрепленные за филиалами, теперь находятся на содержании у государства, а не у самих коммерсантов, как это было несколько лет назад, до того, как сеть автомагазинов, имевших право на проведение регистрационных процедур, сменило «Авто-М».

Логика коммерсантов совершенно понятна: они не хотят терять «серую» сверхприбыль. Широко применяется практика фиктивной регистрации индивидуального предпринимателя -  «на бомжа»: вскрываются нарушения - и на оказавшегося крайним «зиц-председателя» сыплются все шишки в виде уголовных дел. В Приморье создан целый рынок автомобильных документов, отдельный разговор - их фальсификация и отмывка криминальных авто (на которых сейчас, к слову, передвигается несколько очень влиятельных в крае персон).

У каждой медали как минимум две стороны. Понятно, что поиск новых лазеек во многом спровоцировала сама федеральная власть, подняв импортные пошлины на подержанные иномарки. И вполне оправдан обывательский вопрос: не подорожают ли на той же «Зеленке» автомобили, если все будет делаться по закону? Возможно. Но имеется и альтернатива - уменьшение «навара» торговцев. Потому что есть законы рынка, покупательная способность и все остальное. Зато если потребитель, тем более небогатый и иногородний, будет уверен пусть не в техническом состоянии (покупка пробежной машины - всегда лотерея), но хотя бы в юридической безупречности автомобиля - это уже будет огромный прорыв. Путь к цивилизованному рынку. Пока его нет - крайними остаются бюджет и потребитель.

 

Автор : Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»

comments powered by Disqus
В этом номере:
Часы от моряков

В самом центре Владивостока, на перекрестке улиц Светланской и Алеутской, рядом со зданием администрации Приморского края, скоро появятся уличные часы.

Бажутов подрос

На днях бывший прокурор Ленинского района Владивостока Сергей Бажутов назначен прокурором Камчатской области. Вчера корреспонденту «В» это официально подтвердили в областной прокуратуре Камчатки.

Мастер-класс по манга

В конце июня - начале июля Владивосток с размахом отметит 150-летие установления дипломатических отношений между Россией и Японией.

Автосалон приехал

Мероприятие стартует в 11 часов с автомобильной выставки на Батарейной, 6а. В выставочном комплексе «Дальэкспо» будут представлены услуги по ремонту и обслуживанию автомобильного транспорта как российского, так и зарубежного производства, аксессуары, автохимия.

Поборются на все «пять»

Команда приморцев из Всероссийского студенческого корпуса спасателей отправляется сегодня из Владивостока в Хабаровский край для участия в региональных соревнованиях поисково-спасательных формирований.

Последние номера