Эхо уссурийских выстрелов

Этой истории уже больше года. 23 марта 2004-го газета «Владивосток» сообщила о громком происшествии в Уссурийске. В ночь с 20 на 21 марта там звучали выстрелы. Как сообщили автору заметки информаторы, стрелял офицер российской армии.

17 июнь 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1769 от 17 июнь 2005

Главное - различить тень и свет

Этой истории уже больше года. 23 марта 2004-го газета «Владивосток» сообщила о громком происшествии в Уссурийске. В ночь с 20 на 21 марта там звучали выстрелы. Как сообщили автору заметки информаторы, стрелял офицер российской армии.

Впрочем, тогда по горячим следам трудно было точно передать все детали ночной стрельбы. Теперь, после того, как гарнизонный суд Уссурийска завершил рассмотрение уголовного дела и его приговор вступил в законную силу, мы можем воссоздать полную картину ночного кошмара и восстановить справедливость по отношению к лицам, которые посчитали, что газета затронула их честное имя и репутацию.

Вези меня, извозчик

У Андрея Табунщикова,  теперь уже бывшего капитана российской армии, типичный послужной список. Родился 1 января 1973 года в Симферополе - ныне в Украине. Получил высшее военно-инженерное образование. С августа 1994 года проходил службу по контракту в воинской части Уссурийска. В канун описываемых далее событий он являлся начальником гауптвахты. До завершения службы по контракту ему оставалось всего несколько месяцев.

Вечером 20 марта прошлого года спиртное стало причиной поступков, переломавших жизнь достаточно молодого человека и которые несколькими месяцами позже гарнизонный суд квалифицирует как преступление. Что это за напитки были в тот вечер - не так уж и важно. Главное - были. По крайней мере, бывшая жена, которая на суде выступала в роли свидетеля, показала, что в тот вечер ее бывший супруг был нетрезв. С этого начались бытовые конфликты сначала с экс-супругой. Затем под перекрестный словесный огонь попала бывшая теща, которой нетрезвый бывший зять предложил покинуть занимаемое помещение…

Примерно в половине пятого утра градусы спиртного и конфликтов выгнали Андрея Табунщикова из дома, где он проживал со своими бывшими родственниками, в ночь. В тот момент, как потом установит экспертиза, в его крови содержалось 0,34 промилле алкоголя. Как говорят специалисты, количество, достаточное для того, чтобы чувствовать кураж, но полностью отдавать отчет в содеянном.

На улице разгоряченному офицеру, который был без формы (это обстоятельство введет многих в заблуждение, включая тех, кто в первые часы трагедии сообщил в газету «Владивосток» информацию об этом), попалась навстречу иномарка «Хонда». Водитель подбросил Андрея Табунщикова до расположения воинской части - дисбата, где тот служил командиром гауптвахты. Но поскольку пассажир вышел из дома без денег в кармане, попросил водителя подождать. Но переступив порог части, офицер, видимо, не совладал с бурей эмоций. К водителю и машине он вернулся, но только не с кошельком и словами благодарности, а с боевым оружием. Его он, как старший по званию и должности, отобрал у постовых. Человек с автоматом попытался приказать водителю отвезти его обратно в город. Но водитель, заподозрив неладное, решил покинуть территорию, прилегающую к воинской части. Требовать законно заработанного у пьяного, у которого в руках боевое оружие, - занятие не для слабонервных, тем более что время было раннее, человек под градусом. Одним словом - себе дороже. Водитель попытался уехать, несмотря на то, что офицер, одетый по гражданке, находился возле передней пассажирской двери. Удалось не сразу. Когда же машина оказалась на свободе от объятий пьяного начальника гауптвахты, вслед раздались автоматные выстрелы. Пули попали не только в машину, но и в водителя. На суде будет установлено, что он получил огнестрельные ранения мягких тканей затылочной области головы и огнестрельные слепые осколочные ранения задней части поверхности груди. Именно в последнем случае фрагмент пули в грудной области потерпевшего дал экспертам на суде возможность установить тип и характер оружия, которое применял вышедший из себя офицер. Этим оружием был автомат« АКС-74».

Раз пошла такая пьянка…

Больше часа бес руководил действиями по всем меркам достаточно адекватного человека. Проводя экспертизу, психологи и психиатры установили, что никаких серьезных патологических изменений у Табунщикова в момент ночной стрельбы не было. Разве что состояние эмоционального напряжения. Единственным обстоятельством, которое могло повлиять на столь неадекватные действия, мог стать алкоголь, который спровоцировал у него хроническое заболевание, которое на медицинском языке звучит как «хронический алкоголизм II степени».

 После того как водитель «Хонды» все-таки сумел, несмотря на ранения, уехать из зоны прямого обстрела, история той ночи продолжалась. «Поставив на место» всех подчиненных, Андрей Табунщиков вышел на городскую дорогу, чтобы практически в упор расстрелять еще одну машину.

Вот какую хронику установил суд. В 5 часов 30 минут человек в штатском выходит с автоматом на середину проезжей части и делает несколько выстрелов вверх. Через 20 минут после этого он видит на дороге автомобиль и направляет автомат в сторону приближающихся «Жигулей». Вряд ли сейчас найдешь логику, которой руководствовался человек, у которого до этого случая не было сколь-нибудь серьезных замечаний по службе. Но вот установленные судом факты говорят о том, что в представительницу российского автопрома, которой на момент расстрела было чуть больше года, было сделано не менее трех выстрелов по капоту и столько же по багажнику. Водителя спасло то, что он своевременно увидел оружие в руках человека, перекрывающего дорогу.

Затем с автоматом уже на территории воинской части он обезоружил капитана, дежурного по части. Вооружение Табунщикова пополнилось пистолетом ПМ. С этим арсеналом он еще примерно полчаса находился на территории части, где и был задержан сотрудниками УВД Уссурийска. Несколькими месяцами позже сначала Уссурийский гарнизонный суд, а потом и коллегия Дальневосточного окружного суда признали Андрея Табунщикова виновным в преступлениях и приговорили его к лишению свободы на срок 6 лет и 4 месяца.

Резонанс от мартовской перестрелки

К сожалению, больше года назад мы не смогли сообщить все подробности той уссурийской истории, назвать совершенное преступлением, а также фамилию задержанного, равно как и оперативно установить воинское звание и должность ночного автоматчика. На то и есть положение в уголовном законодательстве, что именно выступления средств массовой информации наряду с другими являются основанием для возбуждения уголовного дела. И не всегда мы можем менее чем за двое суток собрать достаточные сведения для предъявления обвинения человеку. Для этого есть правоохранительные органы с полномочиями и компетенциями. Что касается наших информаторов, то они из-за дефицита времени и невозможности перепроверить информацию сообщили, что офицер, совершивший преступление, был майором и командиром дисбата.

На самом деле, как это и установят позже следствие и суд, офицером этим окажется капитан дисбата, командир гауптвахты контрактник Андрей Табунщиков. Эти факты помог нам установить подполковник Андрей Муравейников - действительный командир дисциплинарного батальона, который посчитал, что в материале затронуты его честь и деловая репутация. Спешим пояснить читателям, что Андрей Муравейников - достойный российский офицер - не принимал участия в описываемых событиях. Тем не менее после названной публикации ему поступали недоуменные звонки по этому поводу. Пользуясь случаем, еще раз поясняем тем, у кого закралось на этот счет опасное заблуждение, - гарнизонный суд в описываемых событиях признал виновным Андрея Табунщикова - офицера дисбата, командира гауптвахты этого дисбата, и никого другого. И если достойный офицер Андрей Муравейников по каким-то причинам принял эти сведения на свой счет, мы, называя в настоящей публикации имя организатора ночных перестрелок, приносим Андрею Муравейникову извинения.

Постскриптум

Мы не будем делать выводов из этой истории. Каждый сделает их сам. Ситуация, увы, не столь уж неординарная. И перестрелка в Уссурийске вряд ли очень отличается от хроники сотен бытовых дел. Разве что наличием оружия у преступника и легкостью, с которой оно могло быть применено. Пьяный офицер без препятствий проникает на территорию дисбата, разоружает караул и дежурного офицера части, войдя в раж, стреляет в воздух, по машинам. Вооруженный  автоматическим оружием, он пытается вернуться в город. Мирный город, который был призван защищать. И еще этот случай характерен присутствием тени, которая из-за преступления одного бывшего офицера была брошена им на сотни других - честных, достойных и преданных. Главный мотив, по которому появился этот материал, - различить, где тень, а где свет. Впрочем, в сумеречном утре марта 2004 года тени были незаметны. Они, как известно, исчезают в полдень.

Автор: Егор Tрубников, «Владивосток»