Смерть не по инструкции

На днях в частной пекарне Артема произошел несчастный случай на производстве. Женщина мыла тестомешалку, кто-то включил агрегат, и кисть правой руки работницы затянуло в механизм. Работодатель в течение суток, как положено по закону в случае производственного травматизма, сообщил об этом факте в Государственную инспекцию по труду в Приморском крае. Было назначено расследование. Частный предприниматель через фонд социального страхования будет выплачивать пострадавшей пенсию по инвалидности. Но самой пострадавшей от этого не легче.

7 июнь 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1763 от 7 июнь 2005

Людей в Приморье губят лес, рыба и морской транспорт

Скрытая инвалидность

На днях в частной пекарне Артема произошел несчастный случай на производстве. Женщина мыла тестомешалку, кто-то включил агрегат, и кисть правой руки работницы затянуло в механизм. Работодатель в течение суток, как  положено по закону в случае производственного травматизма, сообщил об этом факте в Государственную инспекцию по труду в Приморском крае. Было назначено расследование. Частный предприниматель через фонд социального страхования будет выплачивать пострадавшей пенсию по инвалидности. Но самой пострадавшей от этого не легче.

Как рассказал корреспонденту «В» Геннадий Лобеев, зам. руководителя Государственной инспекции по труду в Приморском крае, случай, когда предприниматель сам обратился в инспекцию, скорее исключение из правил.  Обычно должностные лица пытаются скрыть факт производственного травматизма, а пострадавшим приходится добиваться положенных по Трудовому кодексу выплат через суд. Только что завершился процесс по делу о двух смертях на консервном производстве в Шкотово. Правда, работодателя там признали невиновным…

- Интегральным показателем состояния охраны труда на предприятии или безопасности производства является статистика травматизма, - говорит Геннадий Лобеев. -  Если все идеально, то и неудивительно, что травм не будет. В Приморском крае в таких видах экономической деятельности, как лесозаготовка, рыбодобыча и морские перевозки, а также в строительстве больше всего происходит тяжелых несчастных случаев, в том числе со смертельным исходом.

Когда-то в Приморье самой травмоопасной была шахтерская профессия, когда ежедневно под землю спускались до 20 тысяч шахтеров. В настоящее время, когда подземную добычу угля ведет не более 500 человек, отрасль перестала держать первое место по статистике несчастных случаев.

На первое место вышла лесозаготовка. На втором месте – рыбодобыча и рыбообработка, а также морские транспортные перевозки. На третьем – строительство. Хотя здесь нужно оговориться: что не поддается учету, то и не учитывается. Так, в Гоструде Приморского края нет полных данных по травматизму иностранной рабочей силы, поскольку работодатели нанимают китайских и корейских рабочих «вчерную». Но если бы все учитывалось, возможно, самой травмоопасной в крае стала бы именно строительная отрасль.

Тыква-убийца

Трагический случай произошел год назад в пищевом цехе по производству повидла в одном из районов Приморья. После приготовления тыквенного пюре в огромном, больше человеческого роста чане в течение нескольких суток находились остатки тыквенной массы. А при разложении этого продукта выделяется углекислый газ. Так получилось, что за длительное время скопилось достаточное количество углекислоты, чтобы вытеснить воздух. Двоим разнорабочим поручили почистить бак и приготовить его для загрузки новой партии тыквы. 38-летний мужчина влез в чан и обратно не появился. Помогавший ему 16-летний подросток, подождав некоторое время своего напарника, также предпринял попытку очистить бак. Дело в том, что углекислый газ без вкуса и запаха. Даже не осознав, что происходит, оба работника испытали резкое кислородное голодание и задохнулись в чане с углекислотой.

Через какое-то время мастер, заметив, что рабочие на зов не откликаются и не подают признаков жизни, осмотрительно отправился на осмотр бака в противогазе. Потом с агрегата свинтили поддон, продули, но спасти двух человек не удалось. Трагично то, что 16-летнего парня трудоустроили по просьбе матери…

По мнению Геннадия Лобеева, работодатель в данном случае нарушил инструкцию по проведению этой операции безопасным способом. Не были предусмотрены устройства по удалению выделяемой углекислоты и других продуктов распада тыквенного пюре из бака. Работники были допущены к производству без проверки знаний о безопасности и охране труда…

Учите инструкцию!

Какие же основные нарушения приводят к несчастным случаям? Задавая такой вопрос, ожидала рассуждений об изношенном оборудовании, о нехватке денег у работодателей на модернизацию и безопасность производства. Однако первая причина, по которой травмируются и гибнут люди, – это неудовлетворительная организация производства работ.

До 30 процентов всех случаев производственного травматизма можно было бы избежать, если бы работник был проинструктирован на предмет техники безопасности. И только в 5 процентах случаев увечья и смерть наступали из-за изношенной техники или невозможности перехода на безопасную технологию.

Показательной в этом плане является лесозаготовка. На один миллион кубометров заготовленной древесины бывшие приморские леспромхозы, где еще работают «старые кадры» и обучают молодых, дают статистику в пять раз меньше по травматизму, чем новоявленные бригады лесоповала. После отмены лицензирования этой сферы деятельности в 2003 году, образно говоря, в лес кинулись с пилами и трелями наперевес все кому не лень. Валят и трелюют вручную, потому что другого еще не придумали. Работодатели, особенно мелкие фирмы-однодневки, которые правдами-неправдами добыли разрешение на деляну, набирают на селе необученный народ, не инструктируют, ничего не объясняют. Люди гибнут под хлыстами, травмируются сучьями под скатанными бревнами. А потом работодатели отказываются от своих обязанностей по денежным выплатам за нетрудоспособность или смерть, ссылаясь на то, что никакого договора заключено не было.

Однако ст. 67 ч. 2 Трудового кодекса говорит обратное. Если трудовые отношения не оформлены, но работник, с ведома работодателя или по его поручению, фактически приступил к работе, то формально договор должен быть заключен в течение трех дней.

Работодатели ответят

В прошлом году в Приморье один работодатель через суд понес административное наказание – штраф на сумму 30 тысяч рублей за нарушение правил охраны труда. Четыре руководителя и должностных лица понесли уголовное наказание, им дали от одного до трех лет условно. Еще семь директоров дисквалифицированы, то есть в течение трех лет им нельзя будет занимать руководящие должности.

Всего в 2004 году в инспекцию поступили 1600 жалоб, из них удовлетворены 1100. К слову, наличие жалобы ведет к проверке производства госинспектором по труду. Информация о том, что на каком-то предприятии создалась угроза жизни и здоровью работающих на нем людей, в соответствии с международной конвенцией также подлежит проверке.

* * *

В Приморском крае в прошлом году зарегистрированы 1844 производственные травмы, из них 315 квалифицированы как тяжелые несчастные случаи, в результате которых люди стали инвалидами или получили тяжелые повреждения организма. Погибли 90 человек. На лесозаготовках нашли смерть 22 человека, в рыбодобыче - 15, в строительной отрасли – 12. На четвертом месте по смертности  - органы государственного управления (10 человек), ВПК – три человека и в коммунальном хозяйстве один смертельный случай. Государственная инспекция по труду в Приморском крае за 2004 год привлекла к ответственности по нарушениям в сфере охраны труда 1454 работодателей, а всего к ответственности за различные нарушения в области трудовых отношений привлечены 2026 работодателей. Наложено штрафов на сумму в 3 млн. 200 тыс. рублей.

С начала 2005 года инспекция по труду в Приморье провела более 200 проверок, выданы 192 предписания, оштрафованы за нарушения в области трудовых отношений 128 работодателей на сумму 152 тыс. рублей.

Автор: Нателла ТЕРЕЩЕНКО, специально для «В»