Входим в Болонский процесс

Приказом Министерства образования и науки РФ Владивостокский государственный университет экономики и сервиса утвержден в качестве регионального координатора по вхождению в Болонский процесс. В эти дни на базе ВГУЭС проходит семинар-совещание руководителей вузов Дальневосточного федерального округа по вопросам реализации положений Болонской декларации.

7 июнь 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1763 от 7 июнь 2005

Вместе с  ВГУЭС

Приказом Министерства образования и науки РФ  Владивостокский государственный университет экономики и сервиса утвержден  в качестве регионального координатора по вхождению в Болонский процесс. В эти дни на базе ВГУЭС проходит семинар-совещание руководителей вузов Дальневосточного федерального округа по вопросам реализации положений Болонской декларации.

Россия намерена вступить в  Европейское образовательное пространство. 

Пожалуй,  впервые в новейшей истории у нас есть шанс войти в общеевропейские институты через парадную дверь, начать говорить с европейцами на едином языке высшего образования. Последовательное участие России в Болонском процессе открывает перед ней множество новых возможностей. Учитывая, что процесс вхождения будет непростым, приказом Министерства образования и науки РФ   утверждены вузы-координаторы по реализации основных идей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией. Владивостокский государственный университет экономики и сервиса – один из них. Почему именно ВГУЭС?

- ВГУЭС определен в качестве вуза-координатора региональной образовательной сети в Дальневосточном федеральном округе по вхождению в Болонский процесс, и перед ним поставлена задача - согласовать все действия и организовать обмен опытом  через организацию семинаров, консультирование, издание методической литературы, – говорит ученый секретарь Совета вузов Дальневосточного федерального округа Елена  Римлянд.   -   Каждый вуз силен по какому-то своему направлению, имеет свой опыт и свои достижения. Нужно все это обобщить и объединить.  Почему именно ВГУЭС  начинает это движение? Во-первых, здесь уже сформированы пробные учебные планы, разработаны и утверждены  совместные образовательные программы с зарубежными партнерами, вуз является участником  двух общероссийских экспериментов по внедрению системы зачетных единиц  и  рейтинговой системы. Уже можно подвести предварительные итоги, поделиться мыслями и наработками с вузовской общественностью Дальневосточного федерального округа. Вхождение в Болонский процесс накладывает определенные обязательства на наши вузы, потому что основными его приоритетами являются внедрение  кредитной системы, многоуровневость образования  (бакалавриат - магистратура - докторантура), создание  прозрачной системы качества, выдача дипломов, признаваемых во всем мире, повышение мобильности студентов и преподавателей. Россия подписала Болонскую декларацию, и обратной дороги у нас нет. Теперь это вопрос вузов и конкретных регионов, потому что реакция на предстоящие изменения очень разная - от полного отторжения до полного восторга. На самом деле нам следует (и министерство нас к этому призывает) соблюдать некую среднюю линию, потому что болонские идеи многим прогрессивным руководителям понятны и ясны, но, с другой стороны, система образования – это не лучшее поле для экспериментов. Нельзя все перевернуть за один день.  Россия должна входить в Болонский процесс, не разрушая своего образования, а совершенствуя его.

От ВГУЭС как от координатора потребуется выявить сильные стороны каждого дальневосточного вуза  и так распределить роли,  чтобы не только сам ВГУЭС гармонично вписался в эти изменения, но и весь федеральный округ. Пока трудно сказать, насколько дальневосточные вузы готовы к переменам. Одной из целей совещания и является определение уровня готовности.

Преимущества российского вхождения  в “Европу Знаний”, как ее называют основополагающие болонские документы, совершенно очевидны.

Это подтолкнет вузы к модернизации образования,  корректировке  учебных  программ в соответствии  с  международными критериями,  использованию в образовательном процессе последних достижений мировой науки. Академическая мобильность студентов и преподавателей станет нормой, начнется бум изучения иностранных языков.

 Больше всего  выиграет от Болонского процесса сам студент. Его обучение  станет более демократичным. Он сможет выстраивать собственную образовательную траекторию, по окончании каждого из двух первых циклов (бакалавриат и магистратура) у него будет шанс сменить профиль подготовки, если он убедится, что в свое время сделал неправильный выбор. У  студента «болонского» вуза появится возможность получить  за один период обучения сразу два диплома: российский и зарубежный, что  сделает его  более востребованным на рынке труда.

Но наряду с этими преимуществами неизбежны и трудности, с которыми столкнутся вузы  при вхождении в  Болонский процесс. Некоторые из них видны уже сейчас.  ВГУЭС как вуз-координатор, прошедший ряд экспериментов, готов поделиться своим опытом с коллегами.

- Все зависит от степени готовности вуза, его руководства, а также готовности общества к этим изменениям, а оно очень  неоднородное, - считает заместитель проректора по учебной работе ВГУЭС Оксана Мартыненко.  - Возьмем для примера переход к двухуровневой системе подготовки: бакалавриат и магистратура. Технически это несложно,  но проблема в том, что уровень бакалавриата на Дальнем Востоке сегодня не воспринимает ни рынок труда, ни рынок  потребителей образовательных услуг. Мы не первый год делаем попытку набрать русских бакалавров, но из этого ничего не получается, хотя некоторые московские вузы  уже десять лет выпускают специалистов этого уровня, которые прекрасно трудоустраиваются. То же самое происходит и с уровнем магистра. Оказывается, что у работодателя есть некоторое отторжение магистров как «переучившихся» студентов, которые  большинству предприятий и компаний не по карману, и надо признать,  что в регионе на сегодняшний день должного количества рабочих мест для магистров нет. Другой аспект – система зачетных единиц. Она предполагает возможность сформировать свой учебный план. Студенты учатся не  дружными рядами в общем потоке, а индивидуально. Есть, конечно, костяк образовательной программы - дисциплины, которые нельзя двигать по семестрам, и есть достаточно широкая элективная  ее часть, которую каждый студент может сформировать  в зависимости от своих карьерных планов. Он сам автор и сам себе режиссер. Он учится, а мы ему в этом только помогаем. Но готовы ли  к этому и студенты, и преподаватели? Надо откровенно признаться – пока только отдельные личности. Так, при пилотном социологическом опросе 42  процента  наших студентов выразили желание заниматься по индивидуальным планам, посчитали это хорошим, нужным и возможным для себя делом. Когда же мы их поставили перед фактом, что нужно формировать свой план, желающих осталось всего 8 процентов.  Наглядно? Более чем.

А если говорить о  качестве как об одном из основных болонских принципов, которые придется принять российским вузам, то он предусматривает прежде всего прозрачность образовательных систем. Вуз  не должен быть черным ящиком, и в систему оценки его качества следует вовлекать и выпускников, и родителей, и работодателей. «Болонский» вуз также  всегда открыт для сотрудничества, потому что   сегодня   конкурентоспособность любой организации  или личности зависит не  только от того, какой информацией они обладают, а смогут ли они это осуществить.  К чему эта открытость нужна? Проблема связана с мобильностью, говоря о которой, мы прежде всего подразумеваем возможность получения части знаний за рубежом, но такое возможно и внутри страны. Наша же беда в том, что мы не умеем сотрудничать и не развиваем внутрироссийское партнерство. Этому нужно учиться, преодолевая некоторые устаревшие стереотипы.  ВГУЭС уже сегодня готов обратиться за помощью к другим вузам для подготовки по определенному блоку специальностей, и точно так же мы  могли бы оказывать услуги нашим дальневосточным вузам - партнерам по тем позициям, в которых мы сильнее. Это мировой опыт: люди берут курсы там, где они лучше поставлены. За рубежом бакалавриат и магистратура в разных университетах  – это скорее норма, чем исключение. Мы открыты для такого сотрудничества, будем  пробовать, договариваться и очень надеемся на содействие Совета ректоров вузов Дальневосточного федерального округа. Кое-какие наши идеи и наработки мы и собираемся озвучить на этом совещании  на правах регионального координатора. В этом мы видим нашу роль.

Автор: Елена ПЕСЧАНИЦКАЯ, специально для «В»