Российский флаг должен стать удобным

17 июня в Госдуме в первом чтении будет наконец рассмотрен законопроект о российском международном реестре судов. Предполагается, что в случае принятия этот закон поможет справиться с многими лежащими на пути развития отечественного морского торгового флота подводными камнями, прежде всего - с так называемой проблемой удобного флага.

7 июнь 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1763 от 7 июнь 2005

Под триколор могут вернуться 750 судов

17 июня в Госдуме в первом чтении будет наконец рассмотрен законопроект о российском международном реестре судов. Предполагается, что в случае принятия этот закон поможет справиться с многими лежащими на пути развития отечественного морского торгового флота подводными камнями, прежде всего - с так называемой проблемой удобного флага.

О необходимости принятия такого закона не говорит только ленивый: с 1995 по 2004 год дедвейт российского флота сократился с 9,5 до 2,6 млн. тонн, а валютные поступления уменьшились с 508,7 до 200 млн. долларов. Многие компании были вынуждены уйти в офф-шоры или под чужой флаг, так как, например, при регистрации в России приобретенных за рубежом судов предприниматели сталкиваются с необходимостью уплаты налогов и сборов, суммарные размеры которых достигают четверти стоимости судна.

Разработанный в Госдуме законопроект вносит некоторые изменения в порядок регистрации судов, уменьшает налоговое бремя на те суда, которые войдут в реестр. Предлагается освободить от налогообложения ввозимые на территорию РФ суда и ввести нулевую налоговую ставку для вновь построенных судов, подлежащих включению в реестр. При определении налоговой базы предлагается не учитывать доходы судовладельцев и не только исключить зарегистрированные в реестре суда из объектов налогообложения, но и освободить их от уплаты таможенной пошлины. По мнению авторов законопроекта, только тогда будут созданы равные конкурентные условия с судами, зарегистрированными в других странах, а это должно остановить движение в офф-шор и даже вернуть России суда, уже ушедшие под флаги Либерии, Панамы или Мальты (согласно прогнозам под российский флаг может вернуться в общей сложности до 750 судов). Не возникнет проблем и с регистрацией новых судов. А если параллельно будет принят закон о господдержке судостроительной промышленности, то станет возможным увеличить объем строительства новых судов на верфях России в четыре-пять раз даже без привлечения дополнительных бюджетных средств.

25 мая законопроект был рассмотрен профильным комитетом Госдумы по энергетике, транспорту и связи. С докладом выступил зампредседателя комитета, депутат от Приморского края Виктор Клюс, содокладчиком стал замминистра транспорта РФ Сергей Аристов. В результате комитет рекомендовал Госдуме принять в первом чтении законопроект «О внесении изменения в отдельные законодательные акты РФ (имеются в виду Кодекс торгового мореплавания, Налоговый кодекс и закон о таможенном тарифе. - В. А.) в части, касающейся создания Российского международного реестра судов». На пленарном заседании Госдумы 17 июня Виктору Клюсу поручено выступить с докладом.

Вместе с тем компетентные собеседники из «реального сектора экономики» считают, что принятие закона - только полдела. Вопрос в том, действительно ли российское государство заинтересовано в работе под отечественным флагом. Пример - на поверхности: крупнейшая в России судоходная компания «Совкомфлот», 100 проц. акций которой принадлежат государству, целиком работает под «удобным флагом». Что уж говорить о частных пароходствах…

Автор: Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»