Братская тихая гавань

Отмечая в этом году 100-летие Цусимcкого сражения, исследователи, российские и зарубежные, продолжают анализировать причины поражения эскадры адмирала Рожественского. При разных точках зрения на этот вопрос все историки единодушны в одном - Цусимское сражение было массовым проявлением беспримерного героизма русских моряков.

1 июнь 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1760 от 1 июнь 2005

Храм в честь героев Цусимы уцелел лишь на фото

Отмечая в этом году 100-летие Цусимcкого сражения, исследователи, российские и зарубежные, продолжают анализировать причины поражения эскадры адмирала Рожественского. При разных точках зрения на этот вопрос все историки единодушны в одном - Цусимское сражение было массовым проявлением беспримерного героизма русских моряков.

Специальная правительственная комиссия, расследовавшая обстоятельства и причины гибели 2-й Тихоокеанской эскадры, отмечала в своем отчете: «…Обращает на себя внимание тот факт, что корабли эскадры уходили под воду с работающими машинами и стреляющими орудиями. Сие обстоятельство говорит о том, что офицеры и нижние чины до последней минуты оставались на своих местах, мужественно и стойко исполняя свой долг».

Крейсер 2-го ранга «Алмаз» - единственный из кораблей 2-й Тихоокеанской эскадры сумел прорваться во Владивосток. Так на второй день после боя владивостокцы узнали о морской трагедии. В Успенском кафедральном соборе была отслужена панихида. На следующий день здесь же состоялось отпевание и погребение артиллерийского офицера с «Алмаза» лейтенанта Павла Мочалина. Документально установлено, что по меньшей мере еще три участника Цусимского сражения похоронены во Владивостоке, правда, случилось это много лет спустя. Это Георгиевские кавалеры Федор Василевский - гальванер броненосца «Ослябя» и Александр Ключегорский - комендор миноносца «Блестящий». В том страшном бою они уцелели, прожили еще почти полвека и нашли последний приют на мемориальном участке Морского кладбища. А в октябре 1990 г. из Нагасаки на теплоходе «Русь» во Владивосток был перевезен еще один прах - матроса 1-й статьи броненосца «Император Николай I» В. Малашенка, который с воинскими почестями был предан земле на том же мемориальном участке.

В память обо всех моряках, погибших в Цусимском бою, во Владивостоке, на берегу Уссурийского залива, была построена церковь, вокруг которой сформировалась мемориальная зона Морского кладбища. Это был небольшой кирпичный храм, рассчитанный на 150 прихожан. Его торжественно освятил 15 июня 1908 года архиепископ Евсевий. Церковь построило морское ведомство. Некоторые иконы и ризницу выписали из Москвы, из Свято-Троицкого Николаевского монастыря. Четыре медных колокола и кресты на купола изготавливались в мастерских Владивостокского порта. Главную храмовую икону Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» написал местный художник Н. Россолимо. Всего в храме было 22 иконы.

Особой достопримечательностью храма-памятника стали две мраморные плиты «Об убиенных воинах». На них были перечислены погибшие в Цусимском бою корабли и их экипажи: «Бородино», «Наварин», «Князь Суворов», «Адмирал Ушаков», «Светлана», «Владимир Мономах» и другие.

В день освящения церкви священник Сибирского флотского экипажа сказал проникновенную речь: «…Здесь под сенью храма будут покоиться безмятежно и мирно в своих преждевременных могилах наши воины, пришедшие сюда, на край русского государства, из разных уголков обширной Родины, но которым Господь уже не судил возвратиться в дома отцов. Здесь будет их общая братская тихая пристань… Пусть разбито тело флота, но осталась непобедимою душа его, пока в нем не перевелись эти мученики долга, память о коих будет благоговейно хранить этот храм».

Увы, не сохранил. В советское время церковь была разрушена, памятные плиты с именами погибших утрачены. Чудом уцелело несколько снимков, на которых можно увидеть кладбищенский храм в честь героев Цусимы. Сегодня газета «Владивосток» публикует один из уникальных снимков, сделанный в 1919 г. сотрудником американского Христианского союза молодых людей Мэрилом Хаскелом.

Автор: Нелли МИЗЬ, краевед, специально для «В»