Давайте негромко

Если на просьбу малыша: «Мама, почитай!» вы привычным жестом тянетесь к полке с дисками, значит, вы уже в полной мере оценили такое изобретение человечества, как аудиокниги.

24 май 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1755 от 24 май 2005

Заменит ли звук бумагу?

Если на просьбу малыша: «Мама, почитай!» вы привычным жестом тянетесь к полке с дисками, значит, вы уже в полной мере оценили такое изобретение человечества, как аудиокниги.

Тоненький диск приятным актерским голосом - а то и несколькими - расскажет вашему сыну, дочке или даже вам про волшебного конька-горбунка, доброго дона Румату или даже про чеховского Ионыча. Только сядьте поудобнее в кресле, откиньтесь и наслаждайтесь.

Собственно, нельзя сказать, что аудиокниги - нечто из разряда ноу-хау века нынешнего. Давайте вспомним «Театр у микрофона», «Вечера за чтением дальневосточной прозы» - эти передачи появились на радио в середине прошлого века, если не раньше. Авторские чтения - и такое было. Детские пластинки фирмы «Мелодия», на которых тот же великолепный Олег Табаков читал в лицах Ершова, - они были в фонотеке моей семьи и 20 лет назад…

Поэтому к высказываниям и опасениям, что аудиокниги могут вытеснить обычные, я отношусь скептически. Чем-то это похоже на кадр из фильма «Москва слезам не верит», где Рудольф-Родион пророчески вещает «а вот через 25 лет ничего не будет - ни театра, ни кино, одно сплошное телевидение!».

Конечно, читать ТАК много проще. Не требует никаких усилий. Но, во-первых, новые книги выходят быстрее на бумаге, чем на любом другом носителе, а дожидаться, пока хорошо прочтут того же «Гарри Поттера» или «Детскую книгу» Бориса Акунина, согласны далеко не все.

Во-вторых, деление людей на визуалов и аудиалов еще никто не отменял. Кому-то проще и удобнее воспринимать информацию глазами, нежели ушами. И для них аудиокниги - не самый лучший вариант.

Третье соображение самое простое, поверхностное. Как бы хорошо ни начитывали актеры текст, в любом случае - это их видение книги. Их акценты и ударения. Составить же свое собственное мнение о книге можно лишь в том случае, если эти акценты расставишь сам. Вернешься к образу, который, возможно, чтец не заметил или выделил не так, как это сделал бы ты… Увидишь мелкие, малозаметные детали, опять же даже от самого хорошего декламатора ускользнувшие… Человек, единожды испытавший наслаждение от процесса чтения, вряд ли сможет заменить его эрзацем, которым в данном случае является аудиокнига…

С другой стороны, возможно, именно аудиокниги смогут вернуть в ряды читателей тех, кто отучился за просмотром томиков «Зачарованных» или «Краткого содержания самых известных литературных произведений» читать самостоятельно и заставлять мозги трудиться. На мой взгляд, это не так уж плохо. Но даже чтобы прослушать «Войну и мир», требуется некое духовное усилие, внутренняя работа. Книга не станет проще от того, что ее произнесли вам вслух, это иллюзия. Смешно ставить в один ряд «Травиату» и «Мурку» только потому, что и там, и там - музыка, значит, можно слушать…

Станет ли тоненький диск с голосом актера единственным содержимым книжной полки - вопрос индивидуального выбора. Кому-то на просьбу: «Мама, почитай!» проще включить музыкальный центр, чтобы маленький надоеда отстал. А кто-то возьмет малыша на руки и откроет книжку. Потому что нет ничего важнее минут, проведенных вместе с ребенком…

На моей книжной полке стоит «Как я съел собаку» Евгения Гришковца. В двух видах. Бумажном и аудиокниги. Они почти одинаковы. Но только почти - разница в той самой индивидуальности процесса чтения, создания своего собственного мнения о книге, которую ничто не заменит.

Пить цикориевый кофе можно. И даже полезно. Но вкус настоящего невозможно забыть.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, «Владивосток»