Модельные стрижки, овощи с огорода - и современные магазины

В 150 селах Приморья работают магазины крайпотребсоюза. Уже сам по себе этот факт позволяет надеяться, что они не брошены на произвол судьбы. Ведь функции потребкооперации в последнее время значительно расширились. Она не только не ограничивается продажей ходовых товаров и продуктов, но и старается «залатать» многие бреши, возникшие в рыночные годы на селе, начиная с организации бытовых услуг и заканчивая обустройством детских игровых площадок и созданием библиотечек. Ставится благородная цель - облегчить условия жизни сельчан. Однако последние годы отбросили сельскую местность так далеко назад, что эта задача кажется неподъемной.

19 май 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1753 от 19 май 2005

В 150 селах Приморья работают магазины крайпотребсоюза. Уже сам по себе этот факт позволяет надеяться, что они не брошены на произвол судьбы. Ведь функции потребкооперации в последнее время значительно  расширились. Она не только не ограничивается продажей ходовых товаров и продуктов, но и старается «залатать» многие бреши, возникшие в рыночные годы на селе, начиная с организации бытовых услуг и заканчивая обустройством детских игровых площадок и созданием библиотечек. Ставится благородная цель - облегчить условия жизни сельчан. Однако последние годы отбросили сельскую местность так далеко назад, что эта задача кажется неподъемной.

Своим сомнением на этот счет мы поделились с председателем совета Приморского крайпотребсоюза Евгением Генюком.

- Евгений Аркадьевич, есть прогресс в развитии сферы услуг на селе?

- Положительные изменения заметны, но приукрашивать не буду: наши услуги «дошли» пока меньше чем до половины сел. Немного мест, где организованы ремонт часов, изготовление ксерокопий, налажены ветеринарные услуги, продаются телефонные карты. Некоторые руководители райпо считают, что услуги на селе убыточны. Но ведь это смотря как их организовать. Приведу пример. В Малиново Дальнереченское райпо в сентябре прошлого года открыло парикмахерскую, которая стала оказывать выездные услуги по селам. Они востребованы и рентабельны. Пришлось отправить парикмахера на курсы повышения квалификации, поскольку у сельчан есть спрос на модельные стрижки. Похожая ситуация - по Октябрьскому райпо, где парикмахерская работает с прибылью. Сначала в ней работали два мастера, потом взяли еще двух для выездов по селам.

Понятно, что услуга услуге - рознь. Некоторые оказываются за чисто символическую плату, а то и совсем бесплатно. Но сейчас наша задача - расширить их перечень и улучшить качество. При магазинах в некоторых райпо уже оказываются десятки видов услуг: по ремонту обуви и одежды, раскрою тканей, заточке ножей, прокату и многие другие. В Михайловском райпо есть даже ремонт автомобилей.

 Сейчас ставится задача организовать в каждом райпо дом быта или хотя бы комплексный пункт по предоставлению услуг. Но очень важно, чтобы услуги развивались не только в районных центрах, но и продвигались в села.

- Традиционные функции потребкооперации - торговля, заготовка и производство. Но если торговлей на селе занимаются многие, то заготовками, кроме вас, почти никто.

- Сегодня потребкооперация - это почти 540 млн. рублей товарооборота, более чем на 76 млн. рублей заготовлено сельхозпродукции, на 174 млн. рублей произведено продукции на своих предприятиях. За прошедший год заготовлено 2600 тонн картофеля и овощей, 620 тонн мяса, 1400 тонн молока, 2,5 млн. штук яиц, 200 тонн дикоросов, почти 800 тонн  лектехсырья. Выработано 7,5 тысячи тонн хлеба, полторы тысячи туб консервов, 345 тысяч дал пива и напитков.

Увеличение закупок сельхозпродуктов происходит почти по всем видам, хотя и медленно. Больше стало закупаться яиц, и на них есть спрос в своих же магазинах. Покупают в сельской местности и свеклу, и морковь, и капусту. При этом должен признать, что закупки овощей у населения организованы пока плохо. И мы еще раз убедились в этом, когда после ремонта открылся магазин «Кооператор» в Уссурийске. Покупатели все «сносят» с прилавков: квашеную капусту, соленые огурцы, лектехсырье и другие дикоросы. Кстати, магазин будет торговать и свежим мясом, поставщиком которого станет ООО «Коопагросоюз», созданный крайпотребсоюзом. На откорм по новой технологии поставлено более 500 голов свиней, и во второй половине мая начинается первый забой. 

По заготовке молока хорошо работает Хорольское райпо. За прошлый год оно заготовило 1100 тонн молока, тем самым внеся солидный вклад в бюджет многих сельских семей. Здесь налажено производство молочных продуктов только из цельного молока.

Резервы по увеличению рынков сбыта закупленной у населения сельхозпродукции кроются в более активном участии в краевых и муниципальных тендерах по поставкам бюджетным организациям. По предварительным расчетам, объемы поставок по выигранным тендерам значительно вырастут уже в этом году. Только Октябрьское и Уссурийское райпо заключили договоров соответственно на 5,5 и 4 миллиона рублей.

- Многие райпо имеют свои производственные предприятия. Помимо того, что они помогают расширять ассортимент собственных магазинов, это - рабочие места для сельчан. Происходят ли обновление и модернизация цехов?

- На техническое перевооружение производства направляются значительные по нашим меркам средства. Так, за последнее время установлены электрические печи на Ивановском и Шкотовском хлебозаводах, пряничная линия - на Чугуевском, заменено технологическое оборудование в молочном цехе Хорольского райпо.

- Что нового в ассортименте, который предлагает сельская торговля?

- Пытаемся наладить в своих магазинах торговлю простейшими вет-препаратами, витаминами, кормами для скота, домашних животных и средствами по уходу за ними. Но пока в этом направлении сделаны только первые шаги.

Многие сельские магазины в последнее время преобразились. В 2004 году на реконструкцию и переоборудование магазинов направлено более семи миллионов рублей. В структуре Уссурийского, Михайловского, Гродековского, Хорольского, Спасского райпо уже есть как минимум по два-три современных магазина. Предприниматели, конечно, могут иронично улыбнуться, читая про наши достижения. Но ведь мы очень добросовестно и своевременно платим огромные налоги (до 60 миллионов ежегодно). Потребкооперации находить деньги на переоснащение и развитие тяжелее. Поэтому для нас это пусть маленькая, но победа.      

Автор: Отдел спецпроектов и фотоинформации, «Владивостосток»