Как Балабанов «трупы» в бане снимал…

Новый фильм культового российского режиссера Алексея Балабанова «Жмурки», который в числе первых увидел корреспондент «В» на пресс-показе в Москве, - о тех самых 90-х годах прошлого столетия. При этом картина кардинально отличается от предыдущих работ режиссера - «Брат» и «Брат-2».

17 май 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1751 от 17 май 2005

И другие курьезы нового фильма «Жмурки»

Новый фильм культового российского режиссера Алексея Балабанова «Жмурки», который в числе первых увидел корреспондент «В» на пресс-показе в Москве, - о тех самых 90-х годах прошлого столетия. При этом картина кардинально отличается от предыдущих работ режиссера - «Брат» и «Брат-2».

Во-первых, «Жмурки» заявлены автором как «беспредельная комедия», чего о  «Братьях» не скажешь. И хотя действие фильмов происходит в одно и то же время, это неодинаковые истории. По словам Алексея Октябриновича, «Жмурки» - про дебилов (кстати, это слово в фильм привнес Виктор Сухоруков во время съемок) в отличие от «Братьев», где Данила Багров - эдакий герой нашего времени. И над героями «Жмурок» можно только смеяться, а не воспринимать их всерьез.

Уже увидели картину и жители Нью-Йорка. Руководство кинокомпании «СТВ» решило начать с премьеры в «столице мира», чтобы избежать попадания пиратских копий в США после российского показа, как это часто бывает.

«Жмурки» сделали в рекордно короткие сроки - за полтора месяца. Большая часть съемок проходила в Нижнем Новгороде - без народных негодований там не обошлось. Это когда для достоверности из центра города, где снимался очередной эпизод, стали убирать машины «моложе» 1995 года…

Кроме того, в картине Балабанов засветил несколько местных жителей. Они охотно согласились на непростые роли… трупов в морге. Курьезность этого факта еще и в том, что в «роли» морга выступила самая обычная нижегородская баня, а счет съемочной команде выписали как «за помывку». 

- Алексей Октябринович, и все же  про что фильм?

- Это пусть решает зритель. Я сделал свою работу - снял качественную картину, а судить, про что она, будет тот, кто ее просто посмотрит. Я же хотел сделать смешное кино и заставить всех весело смеяться. И если зритель будет смеяться, значит, мне это удалось.

- Как вы смогли собрать в одной картине такое число звезд?

- Просто позвал сниматься, и они согласились. Славе Бутусову, который работал над звуком, позвонил, и он даже отложил свои текущие дела. Без проблем согласился и Гарик Сукачев, как он выразился, «в поддержку рок-н-ролльного братства». С Витей Сухоруковым и Сережей Маковецким мы работаем не в первый раз. Вообще никого не пришлось уговаривать, все сразу пошли.

- Почему вы решили даже на короткие эпизодические роли пригласить раскрученных звезд?

- Почему звезд? Прежде всего артисты они хорошие. Звезды - не звезды… И работают хорошо. Мне нужно было максимально быстро снять кино. У нас это получилось. Собрались профессионалы. С ними работать интересно и легко.

- А кто был консультантом фильма - экспертом по 90-м?

- У нас не было экспертов. Это же фильм не о Куликовской битве. Недавнее прошлое, которое мы видели своими глазами. И прототипов у героев не было, скорее, это собирательные образы. К примеру, герой Алексея Панина носит с собой кожаную папку, где лежит такого же размера металлическая пластина, которая может защитить от шальных пуль. Эта деталь пришла в картину из жизни.

- Как уговорили сниматься в вашей картине такого мэтра, как Никита Михалков? Комфортно было вместе работать?

- Ему нравятся мои картины, и он мне об этом всегда говорил. Вообще он любит повторять: «Неважно, что. Важно, с кем». Он часто предлагал свои идеи на съемочной площадке. Что-то принималось, а что-то без всяких обид отвергалось. Вообще же мое искреннее убеждение, что работать над образами должен не только режиссер, актеры тоже много привносят - фразы, интонации, детали…

- Ваши предыдущие фильмы кардинально отличаются от «Жмурок». Почему сняли такую картину - с такими героями и в таком жанре?

- Вы видели мои «Счастливые дни» или «Замок»? Людям скучно смотреть такое кино - серьезное, длинное, с тщательными, прорисованными планами. Надо снимать такое кино, которое люди смотрят, иначе зачем работать?

- Насколько художник сегодня зависит от веяний времени?

- Насколько, не знаю, но зависит. Молодежь не может смотреть фильм «Турецкий гамбит». Мой сын посмотрел этот фильм и сказал, что ему понравилось только то, что в нем говорили по-турецки, потому что он изучает этот язык. Аудитория, для которой надо снимать кино, - до 22 лет. Надо делать так, чтобы прежде всего им было интересно.

- Если перед вами встанет выбор - снять коммерческую картину или для души, что выберете?

- Конечно, для души. С другой стороны, я уже научился снимать кино. И фильм для души сделаю коммерчески успешным.

* * *

Алексей Балабанов родился в Свердловске. В 1981 году окончил переводческий факультет Горьковского педагогического института. В 1983-1987 годах работал ассистентом режиссера на Свердловской киностудии. В 1990 году окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров (экспериментальная мастерская «Авторское кино»). С 1990 года живет и работает в Санкт-Петербурге. С 1992 года сотрудничает с кинокомпанией «СТВ», при помощи которой снял большинство своих фильмов. Лауреат множества кинематографических премий.

Автор: Татьяна КУЛИКОВА, «Владивосток», Москва - Владивосток