DDV: место действия - Владивосток

Дэнни Девос и Кристин Стил - представители актуального направления в искусстве - находятся в эти дни во Владивостоке. Напомним, что Кристин не первый раз приезжает в наш город. И ее хорошо помнят зрители по проектам «Письмена» («Арка»), «Ничего нет, как оно есть» («Артэтаж»), по курсу лекций о современном искусстве Европы для студентов ДВГТУ и совместной с владивостокскими художниками выставке на мансарде Пушкинского театра. Дэнни же приехал сюда впервые: на разведку. В сентябре на владивостокскую землю, вернее, в «Артэтаж ДВГТУ» высадится настоящий бельгийский десант.

22 апр. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1740 от 22 апр. 2005

В «Артэтаж ДВГТУ» приехали гости из Бельгии

Дэнни Девос и Кристин Стил - представители актуального направления в искусстве - находятся в эти дни во Владивостоке. Напомним, что Кристин не первый раз приезжает в наш город. И ее хорошо помнят зрители по проектам «Письмена» («Арка»), «Ничего нет, как оно есть» («Артэтаж»), по курсу лекций о современном искусстве Европы для студентов ДВГТУ и совместной с владивостокскими художниками выставке на мансарде Пушкинского театра. Дэнни же приехал сюда впервые: на разведку. В сентябре на владивостокскую землю, вернее, в «Артэтаж ДВГТУ» высадится настоящий бельгийский десант.

Таким образом «Артэтаж» официально отметит свое пятнадцатилетие (формально день рождения первой во Владивостоке негосударственной галереи приходится на 12 апреля) и одновременно откроется в новом качестве – как Музей современного искусства ДВГТУ.

Сегодня в библиотечном корпусе ДВГТУ на улице Аксаковской продолжается стройка, окончания которой с нетерпением ждет бессменный директор «Артэтажа» Александр Городний. Именно он выступил в свое время инициатором создания негосударственной некоммерческой галереи в советское время.

…Перестройка. Из пыльных углов мастерских стали появляться работы, которые художники не показывали на выставках в эпоху социалистического реализма. По-новому стали работать молодые. Еще не начался перестроечный хаос, а в этой атмосфере витал дух невостребованных возможностей и упущенных перспектив. «Если хочешь, уважения к себе, к обществу, к своему краю, к стране, в которой мы жили…» - добавляет Городний.

Появились первые положительные рецензии на недавно еще «левое» искусство. Более 20 художников, которых хотелось показывать, поскольку от их новаторства, свободы письма порой захватывало дух. Идея независимой галереи витала в воздухе. В апреле 1990-го в камерном театре драмы открылось общественное объединение «Галерея современного искусства «Артэтаж».

С 1992-го по 2002-й «Артэтаж» работал в «Белом доме», без всяких покровителей, меценатов, по мере возможностей собирал собственный фонд произведений, вел поиски места под музей современного искусства. Диалог о музее сложился с ректором ДВГТУ Геннадием Турмовым. И вот теперь идея, похоже, близка к осуществлению.

Музей общей площадью 1150 кв. метров строится как мансарда здания центральной библиотеки университета в районе главной видовой площадки города и верхней станции фуникулера по адресу: Аксаковская, 12.

В музее будут располагаться три выставочных зала (для постоянной экспозиции и для сменных выставок), два хранилища для произведений искусств, багетная и реставрационная мастерские, художественная студия и салон, методический кабинет для научной и практической работы персонала. У здания музея предполагается место для сквера, монументальной скульптуры и парковки автотранспорта…

«Почему этот музей нужен? - переспрашивает Александр. - Я думал об этом всегда. Еще когда писал устав галереи 15 лет назад, сразу заявил, что в задачу-максимум входит не только текущая выставочная деятельность, но и создание музея современного искусства. Ведь после перестройки, когда закупка произведений искусства государственными музеями прекратилась из-за отсутствия денег, целый пласт изобразительного искусства просто канул в небытие. Но коллекция «Артэтажа» может стать основой фонда».

Впрочем, частная ситуация владивостокского масштаба вполне вписывается в общий контекст развития культуры. Только с противоположным знаком. Не будем говорить о зарубежных соседях – музей современного искусства в Тояме известнейший и крупнейший в Азии, не так давно открылся еще один – в Пусане. Но ведь музей современного искусства построен в Красноярске. Несколько месяцев назад открыт Государственный центр современного искусства в Москве. Не дремлют и ближайшие соседи – проект подобного московскому центра при Дальневосточном художественном музее одобрен в Хабаровске. «Чем же  мы хуже? - восклицает Александр. – Я люблю этот город. И моя идея – не попытка прозвучать громко. Это сродни устройству собственного дома».

Похоже, о его открытии возвестит громкий выстрел. В сентябре свои работы представят известнейшие в Европе художники – представители актуального искусства: Дюк Тиманс, Панамаренко, Анне Ван Керхавен, Дэнни Девос (аббревиатура имени – DDV). Кстати, Дэнни является куратором предстоящей выставки, и именно он - самая полифоничная личность в этой компании. Скульптор, компьютерный дизайнер, художник, музыкант. Антверпенские газеты пестреют огромными заголовками: «DDV in Vlapostok». Проект поддержало министерство культуры Бельгии. Бельгийские художники назвали выставку «Extremites». Видимо, имея в виду удаленность стран друг от друга и экстремальность устремлений художников. Пока же Кристин и Дэнни занимаются подготовительной деятельностью: организовать столь масштабный проект непросто. Транспорт, материалы для выставки, рекламная продукция, поиски спонсоров (между прочим, потенциальные спонсоры могут оказаться у самых истоков громкого начинания) требуют сил и времени.

Вместо послесловия. Что бы ни говорили о разности менталитетов и уровней цивилизации, мы очень похожи. В подтверждение – несколько слов из композиции DDV:

Только одинокий знает, что я чувствую вечером.

Только одинокий знает чувство неправоты.

Шаги моего ребенка,стук моего сердца…

Это навсегда - но порознь.

Только одинокий знает, как я плачу…

Автор: Ольга ЗОТОВА, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»