«Сабс»: 10 лет спустя

Вроде бы обычное явление - фотовыставка. Но автор - уж больно колоритная фигура: режиссер нашумевшего в свое время фильма «Сабс», снятого по мотивам произведения Джека Керуака «Подземные», Глеб Телешов не один десяток лет занимается фотографией. Но выставка - первая! Посвящена городу…

15 апр. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1736 от 15 апр. 2005

Персональная выставка фотографии Глеба Телешова откроется в «Арке» 20 апреля

Вроде бы обычное явление - фотовыставка. Но автор - уж больно колоритная фигура: режиссер нашумевшего в свое время фильма «Сабс», снятого по мотивам произведения Джека Керуака «Подземные», Глеб Телешов не один десяток лет занимается фотографией. Но выставка - первая! Посвящена городу…

Деньги и кое-что еще

Вернее, городам. Это вариации Владивостока, Тоямы, Вашингтона, Нью-Йорка, Парижа… Глеб всегда (исключая короткий период работы в газете «Тихоокеанский комсомолец» в самом начале взрослой жизни) был свободным художником. Эта отстраненность от социума сформировалась как-то сама собой. Глеб признается, что пытался организовывать какие-то студии, с офисом и четким рабочим регламентом. Но все неизбежно заканчивалось перемещением домой, в квартиру на Уборевича, которая одновременно является и студией.

- Да и главное ли это – где и кем ты работаешь? – смеющиеся глаза не оставляют сомнений: не главное. – Мне кажется, важно, чтобы было интересно жить. Часто люди думают о деньгах или о каких-то суетных вещах и почему-то не вспоминают о том, что жизнь коротка и хрупка. И надо успеть прожить ее, не только зарабатывая на хлеб…

Как-то мне понадобилась черно-белая пленка. В магазинах нет. Пошел по друзьям, ни у кого не оказалось. Я спросил: неужели никто не снимает черно-белое фото? Ведь во Владивостоке уйма фотографов-профессионалов. Мне ответили, что не делают того, что не будет наверняка куплено… Но ведь покупают иногда неожиданные вещи. А не только закат-восход в цветном варианте. Можно, конечно, снимать и это, наш город – благодатная натура, но мне кажется, что тогда профессионал-ремесленник убьет творческую личность. И все. Будет неинтересно...

Деньги? Я тоже о них думаю. Особенно в январе-феврале, так как все трачу на новогодние подарки (смеется). У меня тоже есть свои профессиональные приемы, но важно двигаться дальше. А это уже творчество…

С кино и без него

«Сабс», с которым Глеб громко прозвучал 10 лет назад, он не оценивает. Хотя его до сих пор называют кинематографистом из Владивостока. Оценки считает свойством фигур общественно значимых, к которым себя не причисляет. Недостатки и достоинства своих вещей Глеб знает лучше, чем тот, кто раз или два увидел его работу.

- Конечно, у меня есть авторитеты – люди, которые совпадают по мировосприятию. Но и только… Понимаете, какая штука… Тогда «Сабс» нашумел, и люди начали ждать от меня чего-то дальше, спрашивали: «А что сейчас ты снимаешь?». Как будто я конвейер. А я не делал ничего и вроде бы обманывал их ожидания… На самом деле я против зависимости от каких-то ожиданий. Важно высказаться, когда накопилось. Эта выставка – отчасти  то же самое. Я занимаюсь фотографией много лет, но впервые решил поделиться своими впечатлениями. Когда снимаешь – фильм или фото, – не думаешь о зрителе, а потом наступает момент и хочется диалога, хочется увидеть какую-то реакцию, сверить себя с чьими-то ощущениями. Без всякой зависимости от мнений. В прошлом году мы общались с Павлом Руминовым на кинофестивале (его лента «Deadline» демонстрировалась во внеконкурсной программе. – Прим. авт.). Он хотел что-то кому-то доказать по поводу нового кино России. Это от молодости… Мне хочется найти точки соприкосновения, ведь сам по себе человек – безумно о
динок…

В городе

Ну вот мы и вернулись к теме города. Тема отъезда туда, где нас пока нет, стала навязчивой в последние годы. Даже слишком. Глеб снова смеется:

- Ну куда уезжать? Разве что в Париж?  На самом деле город – это не ландшафт, удобный для передвижения. Это, конечно, люди. Да, в Париже интенсивнее культурное пространство. Соответственно, людей больше интересных. Но я не вижу причины ради этого что-то оставлять. Да, здесь труднее зарабатывать таким, как я. Компаний, кошелек которых позволяет снять профессиональный фильм о себе, единицы. Но ведь речь в данном случае идет о рынке. А мы же говорим о творчестве. Оно всегда со мной. И в этом отношении неважно, где ты живешь, важно иметь возможность время от времени путешествовать. У меня, похоже, получается. Кстати, выставка – тому подтверждение.

***

Досье «В» Глеб Телешов. Родился в Алма-Ате в 1966-м. В 1995 году снял фильм «Сабс» по мотивам книги Джека Керуака «Подземные» (перевод Макса Немцова), получивший Гран-при на международном фестивале «Молодость» в Киеве, участвовавший в Берлинском кинофестивале в 1996 году, фестивале «Полночное солнце» в Финляндии в 1996 году. Живет и работает во Владивостоке.

Автор: Ольга ЗОТОВА, фото из архива Глеба Телешова