Люди-пароходы

Чуть больше двух месяцев назад (1 февраля с. г.) «В» опубликовал редкий снимок 1934 года, на котором можно увидеть капитанов и штурманов - высший плавсостав Совторгфлота (так некоторое время после переименования назывался Доброфлот, прародитель нынешнего ОАО «Дальневосточное морское пароходство»). Они решили вопреки официальной установке тайно, узким кругом отпраздновать «забытое» 55-летие Доброфлота (раньше годом его основания, во всяком случае, в западных районах страны, считался 1879-й). Из 16 смелых - каждого отмечавшего дореволюционную дату могли расстрелять - на тот момент были известны фамилии лишь четверых. Сегодня мы можем назвать всех поименно.

13 апр. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1734 от 13 апр. 2005

Именами тех, кто изображен на снимке, позже называли океанские лайнеры

Чуть больше двух месяцев назад (1 февраля с. г.) «В» опубликовал редкий снимок 1934 года, на котором можно увидеть капитанов и штурманов - высший плавсостав Совторгфлота (так некоторое время после переименования назывался Доброфлот, прародитель нынешнего ОАО «Дальневосточное морское пароходство»). Они решили вопреки официальной установке тайно, узким кругом отпраздновать «забытое» 55-летие Доброфлота (раньше годом его основания, во всяком случае, в западных районах страны, считался 1879-й). Из 16 смелых - каждого отмечавшего дореволюционную дату могли расстрелять -  на тот момент были известны  фамилии лишь четверых. Сегодня мы можем назвать всех поименно.

Их вернул из забытья Борис Лилко, внук капитана Андрея Евсеевича Лилко, участника тех далеких событий.

- В моих поисках большую помощь оказали публикация в газете «Владивосток», а также Дальневосточная ассоциация морских капитанов, но прежде всего руководство ОАО “ДВМП”, которое дало добро на работу в архиве пароходства, - рассказывает Борис Андреевич. – Первое, с чего я начал, - составил полный список судов, которые работали в пароходстве в 1934-1935 гг. Их оказалось около 70. Затем, используя сводки, где указывались победители социалистического соревнования той поры, а также ведомости с 10-процентной надбавкой за ударный труд и срок службы, внес в другой список фамилии капитанов – их числилось 84, и еще 69 штурманов.

Однако самой большой удачей стало фото 1927 г., которое хранилось в музее Дальневосточного морского пароходства. На нем - учащиеся Владивостокского морского техникума, собравшиеся 5 марта на Морской концерт-бал. Здесь я смог увидеть многих участников опального юбилея 1934-го, правда, еще совсем молодых. На нашу удачу снимок был подписан, впрочем, тогда это было принято, и как артистично это делали!

А еще помогла фотография, датированная двумя годами позже, из  семейного архива Нины Михайловны Егоровой, дочери капитана Михаила Владимировича Готского. На ней ее отец вместе с друзьями, четверокурсниками судоводительского отделения того же техникума, среди которых и Анна Щетинина.

Во время уточнения и поиска фамилий без устали поражался их удивительным биографиям. Так, трагически сложилась судьба Иннокентия  Филипповича Монастырного. Незадолго до начала Великой Отечественной он вместе с Анной Ивановной Щетининой был направлен в Ленинград для перевозки  специальной большегрузной техники, предназначенной для дноуглубительных работ. Он должен был отправляться во Владивосток на шаланде «Тунгуска» 22 июня 1941 г., спустя несколько дней после того, как Ленинградский порт покинула шаланда «Бира», где капитаном была Щетинина. Монастырный погиб буквально в первые дни войны в Либаве.

А капитан Николай Борисович  Артюх (на снимке, что на 1-й стр., они рядом)  – прожил длинную жизнь, хотя не раз отчаянно рисковал: когда на пароходе “Каширстрой” совершал рейс вокруг Африки и мыса Доброй Надежды с грузом для героической Испании; когда на «Белоруссии» во время ленд-лизовских рейсов доставлял на родину военную технику, продовольствие. Известно, что здесь он проявлял немало партизанских хитростей, памятуя боевую юность. Так, во время очередного рейса в феврале 1943 г. из Америки он намеренно отстал от каравана, сославшись на неполадки в машине, прижал «Белоруссию» к кромке льда, шел только днем, ночи пережидал на мелководье. Считал, что так безопаснее. И, действительно, дошел до родного порта благополучно. 

Сегодня некоторые сомнения у Бориса Лилко, а человек он очень дотошный,  вызывают лишь две капитанские фамилии – Плотникова и Волчковича. Он надеется, что откликнутся родственники и помогут в окончательных выводах.

Сейчас же мы называем поименно каждого из 16 смелых из 1934 г.  (“портрет” штурмана Кима, одного из главных организаторов встречи, который попасть на нее не смог, – ушел в море, вклеили позже):

нижний ряд - (слева направо) Н. А. Шалаганов, Михаил Владимирович Готский, Владимир Степанович Рудных, Василий Саввич Ищук, Андрей Евсеевич Лилко; средний ряд: Павел Георгиевич Миловзоров, Федор Иосифович Волчкович, Макар Иванович Ледок, Константин Александрович Дублицкий, Иван Михайлович Успенский, Александр Абрамович Кобец; верхний ряд: Клавдий Николаевич Васюкевич, Б. А. Плотников, С. С. Хан, А. П. Ким, Иннокентий Филиппович Монастырный, Николай Борисович Артюх.

Пожалуй, лишь Миловзоров и Дублицкий выглядят убеленными сединой морскими волками; неудивительно – оба стали капитанами еще до революции. Остальные рядом с ними – молодежь. Однако прошли годы – полвека, чуть больше – и время выровняло всех. Когда на океанские линии в составе флота ДВМП вышли современные суда-контейнеровозы с более чем достойными названиями на бортах: «Капитан Миловзовров», «Капитан Дублицкий», «Капитан Артюх», «Капитан Ляшенко», «Капитан Готский»,  «Капитан Кобец»….

Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, «Владивосток», фото из фондов музея ДВМП