Мост в будущее

Владивосток должен прирасти островом Русским На узком полуострове Муравьева-Амурского Владивостоку давно стало тесно. О развитии островных территорий краевого центра говорят не первый десяток лет, однако лишь с недавних пор мост, связывающий материковую часть Владивостока с островом Русским, из фантастики превратился во вполне реальную перспективу. Рассказывает вице-губернатор Приморья Владимир Розенберг (на фото), курирующий в краевой администрации весь блок промышленных и строительных вопросов:

12 апр. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1733 от 12 апр. 2005

Владивосток должен прирасти островом Русским

На узком полуострове Муравьева-Амурского Владивостоку давно стало тесно. О развитии островных территорий краевого центра говорят не первый десяток лет, однако лишь с недавних пор мост, связывающий материковую часть Владивостока с островом Русским, из фантастики превратился во вполне реальную перспективу. Рассказывает вице-губернатор Приморья Владимир Розенберг (на фото), курирующий в краевой администрации весь блок промышленных и строительных вопросов:

- Работы находятся в допроектной стадии: ОАО «Приморгражданпроект» совместно с НПО «Гидротекс» и ОАО «Ленгипротранс» разрабатывают обоснование инвестиций. Другими словами, сейчас определяются технические параметры сооружения, примерные затраты на само строительство и последующую эксплуатацию, выбирается оптимальный вариант с точки зрения экономики, экологии и возможностей нашей промышленности. Рассматриваются три варианта – понтонный мост, высоководный балочный (высота пролетов над водой не менее 55 метров) и низководный (порядка 20 м). Вне рамок задания специалисты рассмотрят и четвертый вариант –вантовый, или подвесной мост, хотя уже сейчас ясно, что такой проект слишком затратен.

- Когда мост может быть завершен?

- Я поручил завершить разработку обоснования инвестиций до конца апреля. Затем мы планируем получить заключение  государственной экспертизы, следующий этап – проведение тендеров на проектирование и строительство. Сооружения такого рода нельзя строить медленно – только за счет инфляции теряются огромные суммы. Именно поэтому, например, мы планируем сдать Некрасовский путепровод, стоимость которого составляет порядка 2 млрд. рублей, с опережением графика на полгода. Не буду пока озвучивать возможную стоимость моста на Русский, но могу сказать, что намного дороже путепровода он не будет. Строительство теоретически может быть завершено в 2008 году.

- В интервью агентству «Восток-Медиа» депутат Законодательного собрания Приморья Николай Марковцев заявил, что краевой бюджет «не потянет» строительство моста на остров и что есть куда более актуальные точки приложения финансовых ресурсов.

- Если поднять сразу все проблемы одного только Приморского края – не хватит, наверное, и всего российского бюджета. Но нельзя постоянно заниматься только латанием дыр, нужно думать о перспективе. Взять тот же Некрасовский путепровод: наверное, мы прожили бы и без него. Однако это вопрос уже не комфорта, а экономики: во всем мире доля транспортной составляющей в себестоимости составляет 10 проц., а в России – 27! Пробки чреваты не только убытками, но и загрязнением атмосферы.

У нас есть намерение привлечь для софинансирования строительства федеральный бюджет, но в любом случае весомый вклад будет сделан из краевого бюджета, будем надеяться, что из городского тоже. И раз уж мы вкладываем наши средства, привлекаем федеральный бюджет или внебюджетные источники, эти деньги должны остаться на территории Приморья. Если при строительстве моста будут задействованы приморские предприятия и рабочие руки, то вложенные средства останутся у нас не только в виде моста, это уже мультипликативный эффект.

- Мостом планируется связать оконечность полуострова Шкота (Токаревская кошка) с островом Елены, отделенным от самого Русского узким каналом. Значит, понадобится и второй мост. Куда его протянут – на противоположный берег бухты Новик или же через канал на Саперный полуостров?

- На Саперный, где уже существует сеть дорог. В перспективе возможен и отдельный мост через Новик для сокращения объезда бухты, но это вопрос будущего.

- Решены ли проблемы с землеотводом – ведь Русский по-прежнему остается «военным» островом?

- Вопросы с министерством обороны находятся в стадии решения (к слову, те же самые вопросы, только связанные со строительством океанариума в бухте Патрокл, сейчас «утрясаются» в Москве между Минобороны и управлением делами президента. – В. А.).

- Владимир Владимирович, в думе Владивостока экологи выступили против строительства моста на Русский, назвав проект «дорогой в никуда»…

- С уважением отношусь к людям, посвятившим свою жизнь защите окружающей среды, но без почтения - к тем, которые занимаются только критикой всего и вся. Это очень удобная позиция! По логике таких экологов, нам нужно сжечь автомобили, надеть набедренные повязки и переселиться в пещеры - тогда экологическая обстановка станет просто великолепной… С другой стороны, мы должны четко соблюдать все технологии, чтобы не навредить природе, это наша святая обязанность.

- Насколько состоятелен проект другого моста - через бухту Золотой Рог?

- Эту идею обсуждают уже 145 лет – с момента основания Владивостока. Действительно, мост, например понтонный, мог бы решить транспортную проблему жителей Чуркина. Но тогда надо разработать обоснование инвестиций, выяснить технические и финансовые параметры, иначе это беспредметный разговор. Мост на Русский имеет гораздо большее значение. Это рывок в будущее, перспективное развитие города, а не просто облегчение дороги на пляж. Мы рассматриваем мост не как самоцель, а как элемент транспортной инфраструктуры, необходимый для развития острова Русского в целом как территории Владивостока.

Автор: Василий АВЧЕНКО, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»