Купель для иномарки

Вчера в районе станции Санаторная во Владивостоке силами сотрудников чрезвычайных служб (подразделения МЧС и государственной инспекции маломерных судов) были проведены показательные учения по спасению утопающих… автомобилей.

16 март 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1718 от 16 март 2005

В этом году лед тает раньше, чем обычно

Вчера в районе станции Санаторная во Владивостоке силами сотрудников чрезвычайных служб (подразделения МЧС и государственной инспекции маломерных судов) были проведены показательные учения по спасению утопающих… автомобилей.

Спасатели несколько дней потратили на то, чтобы продолбить лед и затопить несчастные машины так, как они тонут в реальной жизни.

А вообще с 9 марта акватория Амурского залива, а также реки юга Приморья объявлены зонами повышенной опасности. Комиссия по чрезвычайным ситуациям Приморского края вынесла соответствующее решение еще 16 февраля. Поскольку ледяная корка начала интенсивно таять с приходом плюсовых температур, чрезвычайные ситуации в заливе и на реках случаются практически каждый день. Спасательные силы и средства приведены в повышенную готовность. Однако изо дня в день под воду все равно уходит автотранспорт, тонут люди. В прошлом году до конца марта спасатели сняли с дрейфующих льдин 67 «челюскинцев», подо льдом оказались 15 автомашин. В нынешнем году уже спасены 23 человека, есть два утонувших любителя подледной рыбалки, на дно ушли около четырех десятков машин. Но чужой горький опыт ничему не учит многочисленных посетителей ледовых просторов.

Закон глубины

Спасатели хорошо знают «дежурные места», где из года в год тонут машины с людьми. В пределах краевого центра это в основном акватория Амурского залива: неразумные граждане пытаются сократить дорогу и топят свое движимое имущество в районе Раздольного, Тавричанки и Песчаного, около Коврижки. Не одна машина ушла на дно в районе РОСТО (бывшего ДОСААФа) недалеко от устья Второй речки. Дорого обходится рыбалка некоторым «счастливчикам» в районе Большого Камня, Улисса, Артура. Тонут машины и на реках, самое известное место – «прокурорская яма» на реке Раздольной, куда уже в нынешнем году попало около десятка машин. 

Лед становится подвижным по нескольким причинам. Во-первых, начинается сезонное потепление. Во-вторых, из-за смены ветра ставший хрупким лед движется в разные стороны. Приливы и отливы также играют немаловажную роль. Так что там, где утром была вроде бы надежная ледовая трасса, к вечеру может оказаться полынья. Тем более что лед в этом году, по оценкам специалистов, начал таять раньше, чем обычно.

Однако несмотря на то, что каждый год приходится  тратить силы и средства на спасение «челюскинцев», за нарушение предписаний любителей ледовых прогулок никак не наказывают: нет такой статьи в Административном кодексе. Так что чрезвычайщики могут только уговаривать неразумных граждан не ходить «по замерзшей воде». Если вы, несмотря на предупреждения, оказались на льду, то хотя бы соблюдайте нехитрые инструкции, которые могут спасти вам жизнь или продержаться до прихода помощи.

Владимир Черепков, директор службы спасения Владивостока:

 - Для перемещения по ледовой поверхности водоемов существуют определенные правила. При движении по льду двери машины должны быть открыты как можно сильнее. Естественно, в таком положении скорость будет небольшой. Тогда вы сможете экстренно затормозить при необходимости. Кроме того, если машина все-таки провалится под лед, открытые двери будут удерживать авто некоторое время на поверхности, и вы сможете выбраться. Если же вы пренебрегли этими мерами безопасности и машина провалилась, то не пытайтесь открыть двери, находясь под водой.


Сначала этому помешает лед – он подопрет машину со всех сторон. Потом давление воды. Так что не пытайтесь дергать ручки дверей и открывать окна – у вас ничего не получится.

Для начала успокойтесь (в стрессовом состоянии быстрее теряются силы и тратится кислород), дождитесь, когда машина погрузится в воду. В салоне автомобиля останется воздушная подушка. У вас есть несколько минут на то, чтобы снять с себя тяжелую одежду и приготовиться к эвакуации из-под воды. Как только давление внутри автомобиля и снаружи сравняется (на это нужны считанные секунды), вы сможете открыть двери. Набирайте побольше воздуха в легкие и всплывайте. Если в машине несколько человек – всплывайте по очереди, держась за руки. На поверхности нужно как можно быстрее согреться – подвигаться или растереться. И сразу сообщите о происшествии.

Куда звонить в случае ЧС

Единая дежурная диспетчерская служба: 01;

городская служба спасения: 350-911, 288-525;

краевая служба спасения: 289-644, 212-888;

государственная инспекция маломерных судов (центральная спасательная станция): 411-999.

***

Справка "В"

Извлечение машины из-подо льда силами спасательных служб обойдется хозяину-экстремалу в кругленькую сумму. Минимальная стоимость такой услуги – около 30 тысяч рублей. В целом на это придется потратить от 20 до 40 процентов от цены машины. К этому сразу добавьте расходы на ремонт подмоченного авто. Итого: минимум половина стоимости машины уйдет на его реанимацию после подледного «приключения».

Автор: Анна ГЕРМАНОВА, Владимир САЯПИН (фото), специально для «В»