Беспризорное такси

Развитие общественного транспорта – залог социально-экономического роста любого города. И таксомоторный транспорт является важным звеном в обеспечении мобильности населения, выступая не дополнительным, а равноправным видом общественного транспорта. Конечно, такси для среднего класса – далеко не повседневный транспорт, однако не последнюю строку в бюджете практически каждой семьи занимает оплата услуг такси.

11 март 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1716 от 11 март 2005

Государственный автодорожный надзор за порядок в таксомоторных перевозках

Развитие общественного транспорта – залог социально-экономического роста любого города. И
таксомоторный транспорт является важным звеном в обеспечении мобильности населения, выступая не
дополнительным, а равноправным видом общественного транспорта. Конечно, такси для среднего класса – далеко не
повседневный транспорт, однако не последнюю строку в бюджете практически каждой семьи занимает
оплата услуг такси.

Как происходит вызов такси в часы пик? Вышел на проезжую часть, махнул рукой, поймал машину,
договорился о цене и поехал. Все ли в порядке в этой сфере услуг? По сообщению главного специалиста
государственного автодорожного надзора по Приморскому краю Юрия Галиулина, «в период приватизации
система таксомоторных перевозок была разрушена, таксопарки лишились своих основных фондов, продав
автомобили водителям по их балансовой стоимости. В настоящее время в таксопарках насчитывается 70
автомобилей, и перевозки пассажиров в них не являются основным видом деятельности. Кроме них в городе
работает 70 операторов такси, имеющих 265 автомобилей. Количество такси, которое есть на этих
предприятиях, не в состоянии обеспечить таксомоторными перевозками город Владивосток».

А значит, образовавшуюся нишу заполняют таксисты-любители, которые многие властные структуры
называют «черными извозчиками». Чем они характеризуются? Прежде всего – низким качеством
обслуживания и отсутствием контроля за нормами безопасности. Кроме того, у них нет единого тарифного
плана. Исходя из всего вышесказанного, Юрий Галиулин констатирует: «Сегодня во Владивостоке
организованности и порядка в перевозке пассажиров легковым транспортом нет».

В управлении государственного автодорожного надзора считают, что решить проблему обеспечения
населения таксомоторным транспортом и побороть «черный извоз» может, во-первых, ограничение допуска
к перевозкам неподготовленных операторов посредством лицензирования, сертификации и квотирования
перевозок, во-вторых, совершенствование  законодательства в этой области, в-третьих, создание
действенной системы контроля за работой операторов рынка такси.

Юрий Галиулин: «Достичь результата нельзя только с помощью карательных мер, необходимо создать
стабильные и привлекательные условия на рынке. Один из основных шагов – создание единой
диспетчерской службы приема заказов, оборудование в городе специализированных стоянок такси, дающих
право использовать их только легальным перевозчикам и так далее».

Будет ли это благом? Корреспондент «В» пообщался с директором одной из компаний-перевозчиков,
который просил его не называть. Вот что он сказал по этому поводу: «Я лично сомневаюсь, что данная мера
даст какой-то результат. Во-первых, как будет работать эта диспетчерская? В нее будут поступать звонки,
а эта организация будет переадресовывать их фирмам-операторам? Думаю, это только понизит качество
услуг, так как фирмы будут бороться за заказы, порой беря на себя обязательства по доставке клиента,
которые они не смогут выполнить. Во-вторых, представьте, что несколько тысяч звонков обрушится на эту
диспетчерскую в особо горячие часы. Вы думаете, она справится? Я в советские времена редко
дозванивался до таксопарка. В-третьих, проблема «серого извоза» этим не будет истреблена хотя бы
потому, что очень многие горожане, которые едут домой, частенько подвозят людей, тем самым
зарабатывая на бензин или стоянку. И самое главное – большой структурой очень трудно управлять, и, как
показывает опыт, чем больше фирма, тем ниже в ней качество услуг».

О такси, как о всевышнем, многие вспоминают во время различных бед и катаклизмов. Вспомните
снегопады или злополучный день, когда водители автобусов не вышли на работу. Как «безлошадная»
категория горожан добиралась на работу? Большинство пешком, многие на попутках, а кто смог - на такси.
Можно, конечно, дождаться очередного экстремального случая и вновь схватиться за голову. Но не лучше
ли задуматься о таксомоторном транспорте сейчас?

Автор: Андрей СУХАРЬКОВ, специально для «В»