Мода - повелительница

Мода - великая вещь. К спорту, ориентированному не на достижение высоких результатов, а на отдых, закаливание, это относится не меньше, чем к модным тенденциям в одежде. Например, новая мода - катание на коньках - развивается буквально в геометрической прогрессии. Тенденция отмечается во всем мире, и Россия тоже вписывается в нее. Касается это и других видов зимнего отдыха.

11 март 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1716 от 11 март 2005

Сопротивляться ей - грех

Мода - великая вещь. К спорту, ориентированному не на достижение высоких результатов, а на отдых, закаливание, это относится не меньше, чем к модным тенденциям в одежде. Например, новая мода - катание на коньках - развивается буквально в геометрической прогрессии. Тенденция отмечается во всем мире, и Россия тоже вписывается в нее. Касается это и других видов зимнего отдыха.

Грех не откликнуться на новую моду, не сыграть на ней, чтобы увлечь здоровым образом жизни как можно
больше людей. Нельзя не учитывать и другие тенденции, которые, хочешь не хочешь, являются
определяющими в нашей жизни.

- Помимо коньков многие сейчас увлеклись горными лыжами, - рассказывает доцент кафедры туризма
ВГУЭС Галина Гомилевская. - Под Москвой создано несколько горнолыжных мини-курортов с
искусственными насыпями, под Санкт-Петербургом есть нечто подобное. Великолепный горнолыжный курорт построен в Хабаровском крае. В рамках подготовки программы развития туризма в Приморье до
2010 года я изучала опыт на этот счет Кореи, Китая, европейских стран. У нас многое приемлемо. Краевой
программой предусматривается, в частности, создание в южной части Сихотэ-Алиня модельной территории
по развитию туризма, в том числе горнолыжного. И можно только поратовать за то, чтобы эти планы были
реализованы.

Да, нужно как можно больше денег отбивать у государства на развитие оздоровительных видов спорта и
туризма. Но именно такая лексика тут больше всего подходит: отбивать, бороться. Ведь надо признать - у
государства есть более первостепенные задачи - базисные, с которыми ему надо справиться. Туризм, как
бы мы за него ни бились, это уже надстройка… В федеральном законе об основах туристической
деятельности социальный туризм трактуется как туризм, субсидируемый за счет государства. В полной ли мере государство обеспечивает выполнение этого пункта закона? Увы… Не случайно в проекте нового
закона, который сейчас готовится, трактовка эта расширяется. Добавляется: «за счет иных средств».
Чувствуете разницу? По большому счету проблема развития социального туризма переходит в несколько
иную плоскость - в программы взаимодействия общества и частного бизнеса. Понятно, что государство не
должно забывать о незащищенных слоях населения, детях, но без привлечения частных инвестиций все
равно мало что сдвинется с места. К тому же когда частные фирмы предоставляют услугу высокого
качества по приемлемой цене - это и есть социальный подход. Разве не так?

Еще вот такой нюанс. Под социальный туризм мы по традиции стараемся «подвести» туризм массовый. Да
совсем необязательно! Исследования показывают, что оздоровительное направление все больше «индивидуализируется». Массовые виды отдыха заменяются клубными. Как в целом мы уходим от
советской и постсоветской идеологии, от коллективизма к индивидуализму, точно так же в спорте и
туризме. В большей степени это, понятно, относится к молодежи, которая выросла уже в совершенно других
условиях.