Место под солнцем

То, что среди одноэтажных домиков, как озимые по весне, заколосились коттеджи, один другого краше, жители пригорода воспринимают смиренно. Но порой такое соседство становится невыносимым. Для обеих сторон.

1 март 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1710 от 1 март 2005

Право на него имеет каждый

То, что среди одноэтажных домиков, как озимые по весне, заколосились коттеджи, один другого краше, жители пригорода воспринимают смиренно. Но порой такое соседство становится невыносимым. Для обеих сторон.

Куда крестьянину податься...

Трехэтажный особняк вырос на улице Южной станции Весенняя рядом с «родовым имением крестьянского сына» Виктора Федоровича Сырых. Имение, конечно, громко сказано. Обычный одноэтажный деревянный дом с верандой и надворными постройками, колодец, огород, палисадник с красавицами елями под окном. Новоявленная соседка Полина Николаевна Удалова, купившая недостроенный коттедж, взялась за благоустройство своих территорий с размахом.

- Впритык к колодцу воздвигла мощную каменную стену, лишив нас канавы для стока дождевой воды, а неподалеку установила емкости для солярки, - посетовал Виктор Федорович, - Проблемы септика решила просто: трубу с бытовыми стоками вывела на соседский огород!

Как выяснилось, Полина Николаевна приобрела дом с уже установленной системой отопления и неисправным септиком. Труба действительно была выведена за территорию, прилегающую к дому Удаловой, как временная мера. Отапливать дом соляркой ей пришлось лишь при строительстве.

Между тем во время слива топлива (для обогрева солидного строения) произошла утечка солярки в грунт. Как только Виктор Федорович обнаружил в ведре с колодезной водой специфические разводы, почуял характерный запах, забил во все колокола. Выездная бригада центра санитарно-эпидемиологического надзора, сделав забор воды для анализа, вынесла свой неутешительный вердикт - вода для питья не пригодна из-за высокого содержания солярки. Удаловой было предъявлено предписание за подписью главного врача ЦГСЭН Владивостока Татьяны Вершковой:

- произвести демонтаж емкостей для хранения топлива;

- снять грунт в радиусе двух метров от данных емкостей;

- установить герметичную емкость для сбора хозяйственно-бытовых сточных вод.

Сроки исполнения датировались январем 2003 года.

В ответ на предписание Полина Удалова оформила аренду на часть лесной зоны напротив своего дома, построила там подсобное помещение, куда и перенесла емкости с топливом до установки электрообогрева жилого помещения. А чтобы больше не возникало проблем с отравленным грунтом - всю площадь в радиусе двух метров закатала асфальтом. Казалось бы, инцидент исчерпан.

В течение всего нынешнего года Виктор Сырых обращался с жалобами на соседку и ее бесправные действия лично и письменно в центр госсанэпиднадзора, в природоохранную прокуратуру, в районную и городскую администрации. Время, конечно, упущено, и результаты комплексной проверки состояния экологии участка на станции Весенняя явно запоздали.

«Невезучий» колодец

Шел 1958 год, когда Виктор Федорович вернулся из армии. В семействе Сырых уже поговаривали о переезде куда-нибудь в другое место, так приперло без колодца. Тяжело было таскать воду с речки, особенно зимой. Мать Виктора где-то отыскала уникального деда, который «нутром чуял», есть ли вода под землей. Несколько дней бородач с лозой в руках мерил шагами округу и указал точное место - где копать колодец. Подключились несколько соседских семей. Процесс по тем временам небыстрый. Бурильщики с техникой тогда на личные участки не выезжали. Все делалось своими руками. Не одну сотню ведер грунта перетягали, пока дошли до родника. Зарегистрировали колодец в Первореченском райисполкоме, настрочили заявку на бетонные кольца, глину, цемент. Расходы на установку оплачивали все соседи в складчину. Приехавшая по вызову бригада сложила колодезную шахту за несколько дней. После три месяца регулярно по очереди соседи отчерпывали взбаламученную воду. Результаты проверки воды центром госсанэпиднадзора оказались самыми благоприятными - вода в колодце отменного качества. Сюда частенько подъезжали из пригородных детских садов и санаториев за питьевой водой. Вычерпают, бывало, до донышка, а наутро - опять полным-полно. Со временем наладили над колодцем крышу, установили вокруг заборчик, калитку - пользуйтесь, люди добрые! Когда Виктор Федорович начал борьбу за спасение колодца, вдруг выяснилось, что он нигде не числится на учете! Никаких следов, документально подтверждающих правомерность его существования, нет. На просьбы жителей Весенней, пользующихся колодцем, пусть задним числом, но зарегистрировать его наличие в Первореченской администрации ответили отказом. Теперь его не то что солярой залить, хоть камнями завали - никакого спроса.

Виктор Федорович который месяц возит воду из дальней колонки на тележке. И сколько фляжек надо перетягать на себе для семьи из пяти человек?

Все на баррикады!

В ответ за нанесенный вред и пренебрежение к требованиям соответствующих органов Сырых обратился за поддержкой в административные организации и судебные органы с жалобами на Удалову. Деловая женщина, не имея времени ходить по судам, наняла адвоката.

И началась на улице Южной маленькая гражданская война. По словам Виктора Федоровича, работники, нанятые соседкой, перегораживали снежным валом проезд к дому Сырых. Когда у Виктора Федоровича схватило сердце, «скорая», упершись в снежную стенку, колесила по прилежащим улочкам так долго, что пожилого человека еле откачали. В отместку сын Виктора Федоровича перепилил соседке трубы, подающие топливо в коттедж. Сырых-старший, как-то осерчавши на соседку, порушил заборчик из шифера, разделяющий огородные участки. «Вышли на баррикады» и соседи: забили деревянный чоп в сливную трубу, ведущую из особняка. Нанятые Удаловой рабочие перекрыли Сырых летний водопровод.

История с пожаром, вспыхнувшим в три часа ночи на открытой веранде дома Сырых, вообще покрыта мраком. Пожарные, как утверждает Виктор Федорович, зафиксировали в рапорте признаки поджога. Но следственные органы отказались взять рапорт в дело, записав в заключительном акте, что пожар возник в результате возгорания. Электропроводка на веранде, по словам хозяина, не подключена. Горящие окурки на родную веранду бросать не принято…

- Наверное, жалким и никчемным смотрится наш лубяной домик с высоты третьего этажа удаловского коттеджа, - сокрушается Виктор Федорович. - Пусть живет себе и радуется. Только и нам кислород не перекрывает. Мы здесь корнями вросли. Уже под сотню лет, как на этой земле мои дед да отец семьями жили. Нечто мне места под солнцем теперь не хватит?

И стало белое черным

Как только Полина Николаевна купила недостроенный коттедж, к ней в гости пожаловал сосед Виктор Федорович. Искренне порадовался, что теперь с такой «крепкой хозяйкой» дела на заброшенной улице пойдут на лад, в первую очередь дорогу сообща можно укрепить. Расстались по-хорошему. Когда нашла коса на камень - никто теперь и не вспомнит. Только вечно обиженный Виктор Федорович всерьез вооружился против соседки. Что она ни сделает - все не на пользу: ни для Сырых, ни для соседей в округе. Пошли во все инстанции жалобы, повестки в суд. Идут долгие разбирательства.

- Я устала оправдываться, да и не намерена этим заниматься, - говорит Полина Николаевна. - Дом мой отапливается электричеством. Вот подтверждающие документы. Мазутом не пользуюсь. Откуда в колодце взялась солярка - мне не известно. Подозревать меня в поджоге - вообще полный бред. Зачем здравомыслящему человеку устраивать такую провокацию своему жилищу, находящемуся по соседству? А по поводу борьбы за чистоту окружающей среды… Сам Сырых дрова на зиму заготавливает тут же, в родном лесочке в санаторной зоне, и без всякого порубочного талона. Подтверждающие документы из прокуратуры лесхоза у моего адвоката. Настоящий террор и оскорбления превратили мою жизнь в кошмар.

Недавно Полина Николаевна перенесла микроинсульт. По мнению ее адвоката, до этого состояния женщину, одну воспитывающую троих детей (младшему пять лет), довели нескончаемые выходки соседа. Стол адвоката буквально ломится от массы документов по спорным вопросам, гражданским и уголовным искам. Против отпрысков семьи Сырых заведено уголовное дело по факту разбойного нападения на тринадцатилетнюю дочь Удаловой. У девочки зафиксированы ушибы, отнят сотовый телефон.

Неужто и правда маловато оказалось соседям места под солнцем? Но как ни крути, жить им придется рядом, и второе солнце не взойдет. Поэтому без нормального житейского, а не только юридического диалога не обойтись. Народная мудрость верно говорит: сосед - больше, чем родня…

* * *

Редакция располагает копиями документов по спорным вопросам жителей станции Весенняя. Имена и фамилии изменены из этических соображений.

Автор: Татьяна БАТОВА, (фото автора), «Владивосток»