Экологический контроль? Не нужен

О том, что во Владивостоке в пять раз поднялась цена аренды муниципальных площадей, «В» уже сообщал - тогда против выступили коммерсанты, угрожавшие поднять цены в своих магазинах. Однако хлеба по 50 рублей пока никто в глаза не видел… А меж тем резкий скачок стоимости аренды больнее всего ударил по государственным, бюджетным предприятиям.

17 февр. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1706 от 17 февр. 2005

Уникальная лаборатория поставлена на грань гибели

О том, что во Владивостоке в пять раз поднялась цена аренды муниципальных площадей, «В» уже сообщал - тогда против выступили коммерсанты, угрожавшие поднять цены в своих магазинах. Однако хлеба по 50 рублей пока никто в глаза не видел… А меж тем резкий скачок стоимости аренды больнее всего ударил по государственным, бюджетным предприятиям.

Здание на Океанском проспекте, 13а - не самое приметное в городе. Здесь разместилась Торгово-промышленная палата, а на третьем, последнем этаже - Сетевая лаборатория анализа и мониторинга окружающей среды (СЛАМ). Предприятие государственное, некоммерческое, финансируемое из федерального бюджета. Помещения, в которых проводятся сложнейшие химические анализы, уникальные исследования, лаборатория арендует у города. И ее, как и многих прочих, 1 января «осчастливили» новой арендной платой - чуть больше 80 тысяч рублей.

- Ситуация безвыходная, - говорит директор лаборатории Лидия Никонова. - Федеральный бюджет присылает нам суммы на оплату аренды, электроэнергии, отопления, частично - воды. И на выплату заработной платы по тарифной сетке, согласно которой, между прочим, ставка ведущего инженера составляет чуть больше 1,5 тысячи рублей. Когда в ноябре прошлого года утверждался наш бюджет на 2005 год, мы исходили из существующих ставок аренды - 16 тысяч рублей. Столько мы платили в месяц, столько нам Москва присылает и теперь. Где взять недостающие 60 - вот вопрос.

Из письма Лидии Никоновой депутатам владивостокской думы:

«СЛАМ входит в состав Федеральной сети лабораторий анализа и мониторинга окружающей среды, осуществляющих лабораторно-аналитическое обеспечение государственного экологического контроля. Она - единственная аккредитованная лаборатория, занимается аналитическим контролем сбросов, выбросов в окружающую среду, устанавливает класс опасности отходов, контролирует ввоз озоноразрушающих веществ, занимается идентификацией нефтяных загрязнений при аварийных разливах и выяснением причин любых других аварийных ситуаций.

На основании наших данных взимается плата за пользование природными ресурсами, решаются арбитражные споры, находятся виновники нефтяных загрязнений морских акваторий, причины замора биологических объектов и других последствий негативного антропогенного воздействия».

Кстати говоря, в СЛАМ работают уникальные специалисты, здесь есть приборы, аналогов которым нет ни в одной экологической лаборатории края, - ведь недаром заказы на анализы поступают сюда не только со всего края (у лаборатории четыре филиала), но и из других регионов Дальнего Востока.

- Мы, конечно, выполняем не только госзаказ, но и делаем платные анализы, - говорит Лидия Петровна. - Денег, получаемых за эти анализы, нам хватало, чтобы покупать химические реактивы (их нам бюджет не оплачивает, а работать, сами понимаете, без них невозможно), химпосуду, инструментарий, платить за ГСМ и ремонт автотранспорта, а также доплачивать понемногу нашим специалистам - ну разве может человек прожить и станет ли работать за 1500 рублей?

Теперь же все эти - небольшие, скажем откровенно, средства СЛАМ вынужден будет направлять только на оплату аренды (между прочим, в январе 60 тысяч на платных анализах лаборатория не заработала - заказчиков было мало). На что покупать самое необходимое - те самые реактивы, например, - становится непонятно.

- Речь даже не идет о том, - разводит руками Лидия Никонова, - чтобы покупать новые приборы, позволяющие обновлять приборную базу. Об этом мы можем только мечтать. Конечно, как только нам стало известно о повышении ставок арендной платы, мы сразу же обратились в Ростехнадзор, к которому мы относимся, с просьбой пересмотреть наш бюджет. И недавно получили ответ: бюджет пересмотрен не будет.

Подозревая, что из Москвы помощи не будет, руководство СЛАМа обратилось с просьбами о помощи к администрации и думе Владивостока.

- Мы объясняли, - разводит руками Лидия Никонова, - что помогаем городу зарабатывать большие деньги: ведь основываясь на наших анализах, городская власть устанавливает размер платы за пользование природными ресурсами. Так помогите же и нам! Оставьте ставку аренды на прежних условиях. Нет.

Попытки СЛАМа найти себе новое помещение успехом не увенчались. Во-первых, это ХИМИЧЕСКАЯ лаборатория. Значит, должны быть промышленные вытяжки, силовая линия электропередачи, водопровод…

Кстати, руководство СЛАМа согласно: лаборатории и впрямь тесновато в центре города. Некоторое время назад оно даже обращалось в комитет по управлению федеральным имуществом с просьбой подобрать помещение попросторнее. Ответ был один: ничего отвечающего необходимым требованиям нет. Кроме того, лаборатория не может позволить себе закрыться на полгода и ждать, пока в подходящем помещении сделают необходимый ремонт. Госзаказ на анализы никто не отменял…

Из письма руководства СЛАМа депутатам Владивостокской думы:

«Неподъемно высокая арендная плата, урезанное до минимума федеральное финансирование приведут к гибели лаборатории, так как поднимать в пять раз цену на платные услуги нельзя - в связи с неустойчивым положением многих предприятий края, которые обязаны вести производственный экологический контроль».

- Мы согласны переехать, - говорит Лидия Никонова. - Но только давайте решать вопрос разумно. Зачем ставить нас на край пропасти, лишать людей работы, а город и край - экологического контроля? Если бы нам предоставили подходящее помещение или хотя бы оставили цену аренды на прежнем уровне… Мы обратились лично к депутату Законодательного собрания края Джамбулату Текиеву. Возможно, краевые депутаты смогут вразумить своих городских коллег?

А на днях сетевая лаборатория получила еще одно любопытное письмо. Управление муниципальной собственности ставит в известность руководство СЛАМа, что «согласно решению думы города Владивостока от 03.12.2004

№ 35 «Об утверждении программы приватизации муниципального имущества в городе Владивостоке на 2005 год» арендуемое вами помещение вошло в перечень приватизируемых». Проще говоря, во втором квартале текущего года комнаты, в которых обитает СЛАМ, будут проданы. Кому? Вопрос интересный. Лаборатория, как государственное предприятие, в торгах принять участие не может. Куда деваться лаборатории? Это вопрос не менее занимательный.

Помещение явно кажется кому-то слишком лакомым кусочком… А какой-то там экологический контроль, анализы-манализы, природа-погода - о чем вы говорите? Шелест купюр - вот все, что нужно слышать… Ими же, видимо, следует дышать, питаться, пить…


 

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»