Перевозная под вопросом

Несмотря на подписанное в самом конце декабря премьер-министром Михаилом Фрадковым распоряжение о строительстве трубопровода Тайшет - Сковородино - Перевозная, в этом проекте по-прежнему остается много спорных моментов. Во-первых, не ясно, насколько богаты углеводородами недра Восточной Сибири, во-вторых, прокладка нефтепровода весьма и весьма недешева. Наконец, не утихают протесты со стороны «зеленой» общественности: в районе Перевозной находятся уникальные природные объекты, в том числе единственный в стране морской заповедник и ареал обитания последних дальневосточных леопардов.

8 февр. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1700 от 8 февр. 2005

С маршрутом нефтепровода Тайшет - Тихий океан по-прежнему нет ясности

Несмотря на подписанное в самом конце декабря премьер-министром Михаилом Фрадковым распоряжение о строительстве трубопровода Тайшет - Сковородино - Перевозная, в этом проекте по-прежнему остается много спорных моментов. Во-первых, не ясно, насколько богаты углеводородами недра Восточной Сибири, во-вторых, прокладка нефтепровода весьма и весьма недешева. Наконец, не утихают протесты со стороны «зеленой» общественности: в районе Перевозной находятся уникальные природные объекты, в том числе единственный в стране морской заповедник и ареал обитания последних дальневосточных леопардов.

Эти сомнения частично разделяет и полпред президента в ДВФО Константин Пуликовский, которому корреспондент «В» задал соответствующий вопрос в ходе прошедшей на днях селекторной пресс-конференции. «Действительно названа бухта Перевозная, но по ней есть много сомнений, это не окончательное решение, - сказал Константин Пуликовский. - Еще существует возможность скорректировать маршрут и прийти к наиболее оптимальному и удобному для жителей Приморья заключению, в том числе и с помощью СМИ».

Полпред рассказал, что трубопровод Тайшет - Тихий океан планируется завершить к 2008 году, но нефть пойдет на восток гораздо раньше: по мере ввода в строй очередного участка его сразу же задействуют, а с того места, где труба будет обрываться, «черное золото» повезут дальше по железной дороге. «В отношении финансирования у нас в стране проблем нет, и дело даже не в соседях – Японии, КНР, которые предлагали свои инвестиции, - продолжает полпред Пуликовский. - Мы выбираем здесь не партнера, а свои национальные интересы, имеются и собственные финансовые резервы. Так что эту тему можно вообще не поднимать больше, я вам официально заявляю, что по финансированию проблем нет». Другое дело, признает полпред, что предстоит еще доразведать недра Восточной Сибири: если найдутся запасы нефти, позволяющие в год транспортировать по трубе 80 млн. тонн углеводородов, то строительство трубопровода будет оправданным.

С учетом того, что сам полпред не считает выбор бухты Перевозной окончательным решением, больший вес приобретают намерения хабаровского губернатора Виктора Ишаева, не оставляющего надежды завернуть трубу в сторону Де-Кастри (Приморье тогда вообще останется не у дел). В конце января Ишаев летал в Японию и там в очередной раз доказывал несостоятельность принятого в Москве не без участия Сергея Дарькина и госкомпании «Транснефть» решения. К тому же компания «Эксон-Мобил» сейчас вкладывает немалые средства в строительство крупного нефтяного терминала как раз в Де-Кастри, чтобы транспортировать туда сахалинскую нефть и затем грузить на супертанкеры.

Автор: Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»