Будете ли вы купаться в море после сообщений об акулах в акватории Владивостока?

Электронные версии
Транспорт

Неправое дело

На прошлой неделе в Москве была озвучена очередная инициатива об ограничении экспансии праворульных автомобилей. В интервью агентству «Интерфакс» главный госавтоинспектор России генерал-лейтенант милиции Виктор Кирьянов заявил: «Предстоит оценить степень влияния конструкции транспортных средств, их технического состояния в эксплуатации на уровень безопасности дорожного движения. Возможно, специалисты выработают критерии ограничения срока службы автомобилей устаревших моделей, определят параметры использования автомобилей с правым рулевым управлением».

Дальневосточников опять пытаются отучить от японских автомобилей

На прошлой неделе в Москве была озвучена очередная инициатива об ограничении экспансии праворульных автомобилей. В интервью агентству «Интерфакс» главный госавтоинспектор России генерал-лейтенант милиции Виктор Кирьянов заявил: «Предстоит оценить степень влияния конструкции транспортных средств, их технического состояния в эксплуатации на уровень безопасности дорожного движения. Возможно, специалисты выработают критерии ограничения срока службы автомобилей устаревших моделей, определят параметры использования автомобилей с правым рулевым управлением».

Клебанов ушел, но дело его живет

Заявление Кирьянова (хотя, вероятно, эта инициатива принадлежит вообще не ГИБДД) имеет долгую предысторию. «Наезды» Москвы на «правильный», как говорят в Сибири и на Дальнем Востоке, руль начались с того самого дня, когда подержанные японские автомобили, поразившие наших моряков бросовой ценой и невиданным качеством, хлынули в российские порты. В начале 1993 года правительство Виктора Черномырдина даже успело запретить эксплуатацию таких машин, однако почти сразу же президент Ельцин отменил «антинародное» постановление.

Последняя серьезная атака на правый руль была предпринята правительством в 2002 году. С подачи Ильи Клебанова, тогда  министра промышленности, науки и технологий РФ, был подготовлен проект постановления правительства о запрете правого руля. Уже в сентябре 2002 года Клебанов прибыл во Владивосток (здесь как раз проходил форум АТЭС). Короткий выход Клебанова к прессе на площадке у Морвокзала запомнился многим. Накануне были резко повышены ввозные пошлины на подержанные иномарки, и министр явно нервничал. Прессу убедительно попросили «не спрашивать про машины». Кто-то не послушался. «Надо обезопасить тех, кто ездит с правым рулем, от возможных непредсказуемых событий, - пошел на компромисс Илья Иосифович. - Мы должны дать правовое основание наличию правого руля до какого-то определенного времени. Оно наступит только тогда, когда правительство сможет предложить что-то другое». Однако предложили только пресловутые таможенные барьеры. Которые так и не привили дальневосточникам любви к ультрамодным на западе «ладам-десяткам».

Я свою неправую правую

Не сменю на правую левую! (В. Высоцкий)

Возможно, теперешнее громкое заявление – не более чем очередная попытка «прозондировать почву». На Дальнем Востоке правую баранку крутят даже сами инспектора ДПС, и идею лишить регион автопарка иначе как абсурдной не назовешь. К тому же и сам Кирьянов сказал не о запрете, а об «ограничении срока службы» и «параметрах использования», что наводит на различные мысли. Возможно, власти запретят праворульные маршрутки или обяжут всех сотрудников госструктур передвигаться исключительно на «законопослушных» машинах. Другой вариант – ужесточение требований к стопроцентным японкам (регулировка светового пучка «неправильных» фар, установка дополнительной системы зеркал). Самое простое - обложить «правильных» автомобилистов дополнительным налогом, повысить расценки на регистрационные действия и т. п.

Даже если правого руля не коснутся никакие репрессии, периодически возникающие слухи играют на руку производителям леворульной техники и прежде всего «АвтоВАЗу» - российскому лидеру в производстве легковых машин для массового потребителя. Именно за этот сегмент рынка конкурируют между собой новые «Жигули» и подержанные «японки», и чем дальше от Тихого океана, тем прочнее позиции отечественного автопрома. Если постоянно давать понять обществу, что правый руль объявят вне закона, потребитель будет опасаться брать такие автомобили. С другой стороны, вкусы распробовавших японскую продукцию дальневосточников вряд ли поддаются коррективам, а значит, подобные слухи выгодны и им – в условиях снижения спроса рост цен на «япономарки» должен замедлиться.

И все же нельзя исключать запрет если не эксплуатации, то регистрации праворульных автомобилей с более или менее отдаленного времени. В последнее время вообще наблюдается заметная делиберализация околоавтомобильных законов. Вспомнили и про правый руль, давно перешедший на востоке России из технической категории в культурную. И это при том, что ругают правый руль за его мнимую небезопасность в основном те, кто ни разу за ним не сидел.

Догнать и перегнать Туркмению

Золотая мечта московских противников правого руля кое-где уже реализована. «Правильные» машины не регистрируют в Белоруссии, Латвии, Молдавии, Узбекистане, Израиле, Туркменистане… Говорят, что украинские поклонники «Тойот» творчески развили изобретенную в России схему «конструктор»: по старым документам отъездивших свое «трахом» привозят из Японии свежие автомобили, оформляя замену двигателя и кузова. Дело в том, что на Украине эксплуатировать уже имеющиеся праворульные авто можно, а ставить на учет новые – нельзя. Зато в Японии передвигаться на леворульных автомобилях не возбраняется, что многие зажиточные граждане и делают: «Мерседес» - он и в Африке престижен.

Еще в «клебановские» времена губернатор Сергей Дарькин давал понять, что даже в самом пиковом случае будет бороться за особый статус для Приморского края. Совершенно разумно: у нас сформирован автопарк - более полумиллиона преимущественно праворульных машин, развита целая отрасль региональной экономики. Но даже если пожелание главного госавтоинспектора России не будет реализовано, в «черный список» приморского автомобилиста он уже попал. Ранее в эти неписаные скрижали вносились упоминавшиеся выше Черномырдин, Клебанов, шеф «АвтоВАЗа» Владимир Каданников и даже сатирик с дальневосточными корнями Михаил Задорнов, купивший леворульный внедорожник «Лексус» и не раз заявлявший о «сдвинутости» приморцев, лозунгом которых остается фраза «Хороший руль левым не назовут».

 

Автор : Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»

comments powered by Disqus
В этом номере:
Когда зальют каток?

Монетизация льгот, породившая множество вопросов у пожилых людей, была основной темой звонков на «Горячую линию «В» на этой неделе.

Генконсул отвечает

Вчера в конференц-зале редакции газеты «Владивосток» прошла очередная традиционная встреча. На этот раз гостем редакции стал генеральный консул США во Владивостоке Джон Марк Поммершайм.

Лысенков проинспектирует улов мэра Николаева

Во Владивостоке 12 февраля на льду Амурского залива пройдут открытые городские соревнования рыбаков-любителей. Их участниками может стать любой житель Приморья. По информации организаторов этого мероприятия, уже поступило 300 заявок от желающих закинуть зимние удочки в прибрежную лунку. Свою команду выставляет город Находка, и даже администрация города Владивостока во главе с Владимиром Николаевым.

Знакомят с православием

В поселке Восток Красноармейского района возведен новый храм-часовня. Он назван в честь Казанской иконы Божией Матери – покровительницы восточных рубежей России.

«Одобрямс» от горожан

В этом году Владивосток пополнится новыми детскими игровыми площадками.

Последние номера