Мы готовы встраиваться в Болонский процесс

Риорита ШЕПЕЛЕВА, проректор ДВГУ: - Высшее профессиональное образование России, сложившееся в основных чертах в годы и под задачи социалистической индустрии, действительно, нуждается в реформировании.

4 февр. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1699 от 4 февр. 2005

Риорита ШЕПЕЛЕВА, проректор ДВГУ:

- Высшее профессиональное образование России, сложившееся в основных чертах в годы и под задачи социалистической индустрии, действительно, нуждается в реформировании. Принято считать, что даже в стандартном состоянии общества обновление высшего образования должно происходить через 25-30 лет. Международная практика подобного реформирования предполагает, что обновление должно быть сконцентрировано на модернизации содержания образования, его структуры, технологии обучения, ресурсного обеспечения.

Присоединение России осенью 2003 года к Болонскому процессу дает возможность сделать реформу отечественного образования последовательной и содержательной.

Интерес российского образовательного сообщества к Болонской системе совершенно понятен. Это магистральная линия развития высшего образования в современной Европе, предполагающая формирование единого образовательного пространства, построенного на ряде обязательных принципов. Среди них многоуровневая система высшего образования; введение системы академических кредитов; обеспечение мобильности студентов и преподавателей; выдача единого европейского приложения к диплому; контроль за качеством высшего образования и другие. Самоизоляция от процессов, развивающихся в едином европейском образовательном пространстве, ведет сегодня к отрицательным последствиям для любого университета, пусть даже очень сильного.

ДВГУ уже более 10 лет имеет опыт двухуровневого образования на примере российско-американского факультета. Сейчас открыты уже 36 бакалаврских программ и 28 магистерских. В магистратуре превалируют научные специальности: математика, прикладная математика и информатика, химия, физика, биология, юриспруденция, менеджмент и т. д. Бакалаврский спектр шире: психология, социология, социальная работа, охрана окружающей среды, издательское дело и технология полиграфического производства и другие.

Но пока с трудоустройством бакалавров в нашем регионе больше вопросов, чем ответов. И по прогнозам, только 20 процентов бакалавров после получения диплома выйдут сразу на работу, а остальные продолжат учебу либо в магистратуре, либо по программам специалиста. Мы в ДВГУ предполагаем гибкие модели многоуровнего образования: бакалавр - магистр - аспирант (схема 4+1+2 года) либо бакалавр - специалист - аспирант (схема 4+1+3 года).

Вузы европейской части страны более активно вливаются в Болонский процесс, чем дальневосточные, так как наши тяготеют больше к партнерским отношениям в образовании к США, Южной Корее, Японии и др.

Подписание Болонской декларации предопределило «болонское направление и контуры образовательной реформы». Поэтому выход один: постепенно встраиваться в общеевропейское образовательное пространство, определяя собственную специфику.