Невпопад

Еще не утихли страсти по поводу безобразно подготовленной и проведенной монетизации льгот, как на голову вполне работоспособных граждан свалились новые квитанции за жилье и коммунальные услуги. И вновь в полный рост встает вопрос: что вообще происходит? Чего хочет добиться власть? Какие цели ставит? Кто придумывает такие «успешные» ходы? И кто такие мы в этой вроде бы родной стране?

28 янв. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1695 от 28 янв. 2005

Монетизация льгот, повышение жилищно-коммунальных тарифов… Это и есть, извините за выражение, экономическая реформа?!

Еще не утихли страсти по поводу безобразно подготовленной и проведенной монетизации льгот, как на голову вполне работоспособных граждан свалились новые квитанции за жилье и коммунальные услуги. И вновь в полный рост встает вопрос: что вообще происходит? Чего хочет добиться власть? Какие цели ставит? Кто придумывает такие «успешные» ходы? И кто такие мы в этой вроде бы родной стране?

Вообще-то идея монетизации правильная. Еще грубее – в одном из писем на просторах Интернета: «Власть решилась на меры, не популярные среди любителей халявы...».

Во-первых, многие льготы были виртуальные. Во-вторых, не может больше половины населения страны получать льготы за счет другой половины. Между прочим, не более богатой – ведь олигархов у нас с десяток, а остальные – обычные работающие люди, среди которых немало бюджетников, с семьями, с детьми, которых почему-то надо кормить, учить, лечить… И точно так же высчитывать – ехать ребенку в школу на автобусе с пересадкой или полчаса подождать другой маршрут, чтобы сэкономить десятку. Потому что зарплата 5-10 тысяч рублей – на всех.

В-третьих, за льготников и впрямь ни транспортники, ни коммунальщики денег-то не получали. И сферы эти потихоньку и абсолютно реально разваливались. Но про это уже сказали все, кому не лень…

В общем, пора было переходить от натурального к денежному обмену, как в историческом прошлом. И считать.

Но! Дикий ужас в другом! Первое – не с того надо было вообще начинать. Второе - как бездарно все сделано. Третье - чем все закончилось.

Сначала о главном – с чего начинать. Маленькая параллель. Предположим, семья решила повысить свои доходы, начать больше зарабатывать и жестко экономить. И для этого… выкрутила лампочку в туалете, оставив круглосуточную иллюминацию в девяти комнатах и чулане.

Где серьезные вложения в производство? Где собственные заводы? Почему половину госбюджета составляют таможенные пошлины за ввоз китайских товаров, а другую половину – за вывоз российской сырой нефти? Почему экономить начали на самых слабых? При этом оставив льготы множащимся легионам чиновников, депутатов. Оставив вопиющий теневой рынок в нефтяной, лесной, рыбной промышленности…

И самое ключевое: будь у наших уважаемых ветеранов пенсия приличная – разве вышли бы они перекрывать трассы?

Не лучше и то, как все делалось. Потому что забастовки и перекрытия трасс - это не проблема отмены льгот как таковой, а вопрос того, как власть обращается с людьми. «Стресс от появления малопонятного и малосимпатичного для людей нововведения без достаточных объяснений со стороны властей - это элемент социального климата, который в нашей стране вообще неблагоприятен для жизни» (Gazeta.ru).

Сырые законы, неразбериха, отсутствие прогнозов – как экономических, так и социальных… И вы мне будете говорить, что организаторы – грамотные управленцы?

Еще хуже то, чем все закончилось: под шумок льготы получили и вовсе никакие не льготники. Отпущенные средства на выплату денежных и натуральных льгот выросли как минимум в несколько раз. Откупорен стабилизационный фонд. Откупорен не для инвестиций в производство, строительство или образование. Как пишут наблюдатели, священная корова пошла на котлеты…

Весь этот потрясающий управленческий финт неимоверным образом совпал еще с одним: беспрецедентной бюджетной реформой. С 1 января 2005 года федеральный центр переложил на бюджеты субъектов федерации самые непопулярные траты на образование, медицину, ЖКХ, учреждения культуры. При этом большая часть налогов, наоборот, ушла из региональных в федеральный бюджет…

В ряду грандиозных перестроек и повышение коммунальных расценок. Причем если по стране оно составило от 15 до 30 процентов, то во Владивостоке только тарифы на содержание и ремонт жилья выросли в три раза! Отопление – на треть. Все остальное увидим в ближайшие дни в квитанциях. И речь идет о тарифах, которые и без того взваливают на жильцов все дырявые трубы и неэффективное хозяйствование…

Мы все понимаем: жизнь не стоит на месте. Но зачем затевать СРАЗУ столько реформ одновременно? Мыслимое ли дело, когда правительство само реформировалось, одновременно перекраивая уклад такой страны, как Россия. Ну до эффективных ли и взвешенных решений было чиновнику, озабоченному в первую очередь своим собственным благополучием и креслом?

Почему суть и форма этих реформ маловнятны? И почему все эти реформы вообще не касаются главного – того, что декларировано с такой помпой: удвоение ВВП, развитие экономики, рост доходов, борьба с бедностью? Кредиты дают и за них спрашивают. С кредитом доверия власти должно случиться то же самое.

Автор: Марина ИВЛЕВА, "Владивосток"