Как вы думаете, будет ли эффективна нынешняя борьба с суррогатом алкоголя в Приморье?

Электронные версии
Реформа

Льготные страсти

Любые реформы системы социального обеспечения всегда и везде не популярны. Не случайно Борис Ельцин даже не решился подступиться к этой проблеме на протяжении всех 90-х годов. Владимир Путин взял на себя смелость начать ее претворять в жизнь только в начале второго срока, когда благоприятные экономические результаты последних пяти лет позволяли создать серьезные финансовые заделы, позволяющие начать и саму монетизацию льгот и подстраховаться на случай возникновения совершенно неизбежных осложнений с реализацией реформы.

Реформа дает шанс

Любые реформы системы социального обеспечения всегда и везде не популярны. Не случайно Борис Ельцин даже не решился подступиться к этой проблеме на протяжении всех 90-х годов. Владимир Путин взял на себя смелость начать  ее претворять в жизнь только в начале второго срока, когда благоприятные экономические результаты последних пяти лет позволяли создать серьезные финансовые заделы, позволяющие начать и саму монетизацию льгот и подстраховаться на случай возникновения совершенно неизбежных осложнений с реализацией реформы.

По моему глубочайшему убеждению, реформа системы социального обеспечения была не просто необходимой, она была неизбежной. Ведь «бесплатного» в мире не бывает ничего. Чей-то «бесплатный» проезд означает, что за него платят работники транспорта. Откуда у них после этого возьмутся деньги на обновление парка подвижного состава, оплату труда водителей? Только за счет повышения транспортных тарифов, которые будут задраны для всех тех, кто за проезд платит. Льготы по оплате жилья означают,  что коммунальные хозяйства недосчитываются средств, необходимых для ремонта теплоцентралей или подъездов, а также необходимость постоянно повышать размер квартплаты. И т. д. Отсюда – обшарпанный общественный транспорт, разваливающиеся больницы, лопающиеся в мороз теплоцентрали, растущие тарифы на все.

Конечно, не у всех категорий граждан, особенно нетрудоспособных и пенсионного возраста, есть возможность оплачивать проезд или квартиры в полном объеме. Но только транспортники и коммунальщики в этом не виноваты, и оставлять их без денег нельзя. Прямые бюджетные дотации до них не доходили из-за коррупционности прежней системы. Отсюда логика реформы – дать льготным категориям граждан деньги в размере, достаточном для оплаты ими тех услуг, которые раньше были «бесплатными». При этом реформа должна быть реализована таким образом, чтобы не произошло ухудшение положения никого из основных категорий льготников - ветеранов, инвалидов и других, коих у нас 35 миллионов. Для этого, как подчеркивал президент на своей предновогодней пресс-конференции, количество выделяемых на поддержку слабообеспеченных слоев населения средств в федеральном бюджете 2005 года увеличилось в 6 раз. Это было необходимо и для оказания помощи регионам, на плечи которых ложится большая ответственность – выплаты 21 миллиону льготников (ветераны
труда, труженики тыла, репрессированные) из 35 миллионов. При этом никакой «обязаловки» для регионов не было: тем из них, где даже с учетом помощи федерального центра недостает средств на монетизацию льгот, было рекомендовано оставить их в натуральной форме, то есть ничего не менять.

Кроме того, ни одна страна не в состоянии представлять те или иные льготы большинству населения. Главный принцип новой социальной политики – помощь именно нуждающимся и повышение за счет этого размеров предоставляемых им социальных выплат.

Казалось бы, все предусмотрено, и принципы социальной справедливости соблюдены. Но начался год, люди отгуляли праздники, и некоторые из них стали выходить на площади, перекрывать движение на магистралях. Впервые с 1998 года, когда бастовали шахтеры, страна столкнулась с волной уличных выступлений.

Что вызвало возмущение людей?

С одной стороны, оно было неизбежным. Как я уже заметил, везде и всегда любая реформа, меняющая привычные параметры социального обеспечения, вызывала протесты и возмущение.

Люди, особенно пожилые, вообще с подозрением воспринимают любые нововведения. Тем более когда просят заплатить за что-то, что еще совсем недавно было «бесплатным», даже если денежная компенсация за отмененную льготу реально получена.

Однако винить во всем человеческую природу и несознательность пенсионеров тоже неправильно. Бюрократического бездушного головотяпства при проведении реформы было больше, чем достаточно. Ряд регионов, у которых не было средств на монетизацию льгот, тем не менее ее провели, а теперь изо всех сил стараются перевести стрелки на Кремль. В других субъектах федерации компенсации, которые должны были быть выплачены до 1 января, не выплачены до сих пор, хотя средства в регионы были посланы заблаговременно. То есть льгота уже стала платной, но денег люди еще не получили. Масса неразберихи с тем, кто, кому, когда и сколько должен.

Кроме того, возникла разница в объеме льгот в различных регионах, что явилось одной из основных причин блокирования трассы Москва–Санкт-Петербург, когда жители Химок требовали присоединения к столице. Другая причина недовольства заключается в том, что льготы распространяются только на «свой» регион и не действуют по соседству. Так, власти Москвы или Санкт-Петербурга сохранили бесплатный проезд на общественном транспорте для горожан, но уже не для жителей пригородов. Хотя власти столиц и их областей вполне могли и раньше договориться о совместных льготах.

То есть протеста можно было избежать, окажись госаппарат более разворотливым.

Вместе с тем, невозможно не видеть, что у нынешней протестной волны есть и серьезная политическая подоплека. Она явно подстегивается, поощряется и пропагандируется многочисленными оппозиционными силами, которые заинтересованы в дестабилизации режима (как за забастовками 1998 года, так сейчас известно, маячила фигура Бориса Березовского). В иерархии политических рисков лично для Путина и для общественной стабильности в России нынешние выступления протеста стоят очень высоко. Сложности реформ могут иметь негативные последствия не сами по себе (все они преодолимы), а если на них всерьез вознамерятся сыграть оппозиционные экономические и политические группировки элиты. А таких группировок может оказаться предостаточно: и коммунистическая оппозиция, и ультралевые национал-большевики, и либералы, и недовольные политикой выстраивания «вертикали власти» региональные руководители, и опальные олигархи, и любые внешние силы, заинтересованные в расшатывании путинского режима. Но дестабилизация абсолютно не нужна России, ее народу.

В сложившейся ситуации власти, ни в коем случае не отказываясь от абсолютно правильной идеи монетизации льгот, нужно действовать.

Правительству и депутатам следует внимательно проанализировать первый опыт проведения реформы, чтобы внести необходимые правки в законодательную базу, которая в столь сложном вопросе в принципе не может быть идеальной. Уже реализованная в ряде регионов идея приобрести для льготников проездные билеты на сумму компенсации за отмену «бесплатного» проезда – совершенно правильная. Важно синхронизировать монетизацию льгот с повышением базовой пенсии для всех пожилых людей, и хорошо, что принципиальное решение о почти 15-процентном увеличении пенсий с 1 марта уже принято. Ведь есть же в стране деньги, и грех экономить на стариках.

Прокуратуре не мешало бы разобраться в том, как федеральное законодательство воплощается в жизнь на местах, и навести элементарный порядок. Одновременно необходимо направить движение протеста в законное русло, поскольку до сих пор выступления явно противоречили законодательству о порядке организации митингов и демонстраций, а также Кодексу РФ об административных правонарушениях.

Никому не должно быть позволено нарушать права других граждан, защищая собственные. Перегораживая дороги, сотни протестующих создают проблемы не столько для власти, сколько для десятков тысяч своих сограждан, которые не могут попасть на работу, в институт, в школу, в больницу, в аэропорт, доставить скоропортящиеся товары в магазин. Да, нужно пожалеть льготников. Но стоит пожалеть и шоферов, и врачей, и рабочих, и строителей, и студентов, и домохозяек, и предпринимателей.

И надо четко отдавать себе отчет в том, что социальная реформа, как бы она кому ни нравилась, дает шанс всем, в том числе и льготникам, на нормальный общественный транспорт, полноценное медицинское обслуживание, жилье и многое другое - по приемлемой цене. Дает шанс на создание нормальных условий для перспективного развития России и ее экономики.

Протестуя, нельзя забывать и о законе, и об интересах общества в целом.

 

Автор : Вячеслав Никонов, президент фонда «Политика»

comments powered by Disqus
В этом номере:
Живи, родник!

В районе Голубиной пади во Владивостоке уничтожают колодец с питьевой водой, построенный еще японцами. Все это время из него брали воду не только жители окрестных частных домов с улиц Лермонтова, Гоголя, Чехова, но также жильцы появившихся позднее многоэтажек с ул. Некрасовской, Толстого, а во времена «сухого закона» и горожане из более отдаленных районов.

Стипендии от главы

Сегодня в актовом зале здания администрации Владивостока состоится торжественное награждение студентов высших и средних специальных учебных заведений именными стипендиями главы города.

Нефть через Гродеково

Вчера на станцию Гродеково прибыл главный инженер Дальневосточной железной дороги Владимир Крапивин. Вместе со специалистами он изучит возможность организации пропуска на этом участке из России в Китай эшелонов с нефтепродуктами.

Снова мороз

Всего на двое суток отступали крещенские морозы.

Татьянин день: ликуй, студент!

Сегодня во Владивостоке в храме cвятой Татианы в полдень состоится молебен. Иерей Олег Дикмаров замолвит слово перед всевышним за студиоз.

Последние номера