Какую радиостанцию вы слушаете?

Электронные версии
Новости, события

Круговорот краба в природе

На пресс-конференции руководства приморского пограничного управления, прошедшей 11 января во Владивостоке, были озвучены цифры и факты, поражающие воображение: российские рыбные бизнесмены предпринимают беспрецедентные шаги для разграбления морских ресурсов родной державы.

 Браконьерский маршрут «Пусан - Вакканай» порождает своих «чемпионов»

 На пресс-конференции руководства приморского пограничного управления, прошедшей 11 января во Владивостоке, были озвучены цифры и факты, поражающие воображение: российские рыбные бизнесмены предпринимают беспрецедентные шаги для разграбления морских ресурсов родной державы.

Валютоемкие сказки

Вообще-то пресс-конференция была посвящена подведению итогов работы погрануправления ФСБ РФ по Приморскому краю за год. Однако собравшихся журналистов больше всего интересовали вопросы, связанные с «рыбной», а точнее говоря, c «крабовой» ситуацией в крае – кто больше всех браконьерит и что этому могут противопоставить наши приморские силовики. Очень колоритно и образно сегодняшнюю ситуацию обрисовал замначальника пограничного управления контр-адмирал Александр Иванков:

- Ситуация с морскими биоресурсами действительно печальная. В цифрах это выглядит так: за 2004 год на морском участке границы нами осмотрено более 3,5 тысячи российских и иностранных судов, за различные нарушения промысла оштрафованы более 600 российских и 51 иностранное судно. Сумма наложенных штрафов и исков за причиненный ущерб выглядит внушительно – свыше 63 миллионов рублей и почти 300 тысяч долларов США. За год пограничниками в естественную среду обитания выпущены 288 тысяч особей живого краба (камчатского, стригуна, волосатого). Но тут - такая картина. Например, в заливе Петра Великого, куда мы регулярно отпускаем выловленного там же нарушителями краба, обязательно появятся «предприниматели», желающие этого краба вытащить из моря снова. Получается своеобразный «круговорот краба в природе». Пограничникам от задержанных постоянно приходится выслушивать одни и те же «сказки», сюжет которых известен заранее: шли из Пусана в Вакканай, по пути случайно оказались в российских территориальных водах (чаще всего в заливе Петра Великого). Разновидность этой «сказки» - уже в российских водах случайно нашли ничейный трал, решили вытащить, а тут пограничники. Очень показательны в этом случае последние инциденты. Капитан задержанного 6 января СТР «Среднеколымский» нам рассказал знаменитую легенду о том, что намотал трал на винт. И это при том, что этот капитан попадается нам за короткий промежуток времени уже в третий раз! И все три раза у него что-то с винтом. И каждый раз на борту оказывается улов незаконно добытого краба. А согласно документам СТР «Среднеколымский» и вовсе шел для ремонта за границу. Когда его обнаружили пограничные корабли, судно лежало в дрейфе и, пользуясь ночной темнотой, попыталось скрыться. Его более часа гнали, и в течение этого времени со «Среднеколымского» пытались сбросить улов. В ночное время эти факты трудно фиксировать, однако сброс был, хотя капитана это не спасло – судно задержано с поличным…

Мы даже специально отслеживаем фирмы, суда которых чаще всего задерживают за нарушения. У нас есть своеобразные «чемпионы». Это приморский рыбколхоз «Рыбак» из Славянки – восемь задержаний в 2004 году, а в 2003-м – так и вовсе 12. Причем согласно документам суда «Рыбака» выходят из Славянки для ремонта в Южную Корею, а оказываются почему-то опять же в заливе Петра Великого. Есть «рекордсмен» даже из Хабаровска - АО «Хабаровскморепродукт» - пять задержаний в 2004 году. Очень много задерживается судов добывающего флота сахалинских компаний – и в этом для нас давно нет ничего удивительного… Кстати, согласно документам «СДС-004», задержанный 8 января с 7 тоннами незаконно добытого краба, с 30 июля и вовсе находился в Пусане…

«Дешевый» флаг и стоит дешево

Естественно, журналисты задали еще один закономерный для этой ситуации вопрос: а как же бороться с такими «крабовыми» проявлениями? Ответ приморских пограничников был прост. Существует только два выхода из данной ситуации. Первый - должно быть жестко лимитировано количество судов добывающего флота, как это было в СССР. Тогда, отметил Иванков, вместо одного судна добывающего флота, введенного в строй, другое списывалось. Сохранялся определенный баланс. Сейчас этого нет: кто хочет, тот и добывает. Усложняется это тем, что количество стран, предоставляющих «удобный флаг», не только не уменьшилось, а даже увеличилось.

Теперь наряду с «великими морскими державами» Гондурасом и Белизом появились новые – Монголия и микроскопические государства Океании. Причем Иванков озвучил и официальную таксу за покупку пакета документов на удобный флаг – всего 2-3 тысячи долларов.

Второй способ борьбы с морским браконьерством – создание закона, обязывающего сдавать добытую продукцию только в российские порты. Кстати, оба предложения приморские пограничники направили своему руководству в Москву, которое, в свою очередь, должно достучаться до правительства. Конечно, как отметил генерал-лейтенант Владимир Лакизо, начальник приморского погрануправления, есть положительные сдвиги по решению этой проблемы на местном уровне: в 2004 году администрация Приморья выделила средства на покупку новых локационных станций для бригады сторожевиков из Находкинского погранотряда. Благодаря этому увеличилась дальность обнаружения браконьерских судов, и результат не заставил себя долго ждать – именно находкинские погранцы и задержали «Среднеколымский» и «СДС-004». Но все равно это все-таки борьба с последствиями, а не с причинами «крабовой» эпопеи. 

Как отметил сам контр-адмирал Иванков, сегодня суды выносят довольно суровые решения против иностранных компаний, чьи суда уличены в незаконном крабовом промысле: так, задержанные в прошлом году за контрабанду два иностранных судна конфискованы вместе с уловом. Кроме этого на судовладельцев наложены штрафы. Однако российских нарушителей больше примерно в 10 раз, а коли так, то (цитирую Иванкова) «хотелось бы, чтобы суды реагировали на это эквивалентно…».

А сегодня капитаны задержанных судов смело берут вину на себя: крабовый бизнес окупает любые штрафы, а наказанием за незаконные уловы по-прежнему остается (максимум!) условный срок размером в год-полтора. Большинство капитанов в этом случае даже не лишается права занимать свои должности. Судовладелец  так вообще рискует признать себя (в худшем случае) банкротом, да еще и лишиться проржавевшей посудины. А значит, криминальный круговорот краба продолжается, и маршрут «Пусан - Вакканай» живет!

Автор : Александр ОГНЕВСКИЙ, специально для «В», Нина ПЕТРУХИНА (фото), «Владивосток»

В этом номере:
Круговорот краба в природе

На пресс-конференции руководства приморского пограничного управления, прошедшей 11 января во Владивостоке, были озвучены цифры и факты, поражающие воображение: российские рыбные бизнесмены предпринимают беспрецедентные шаги для разграбления морских ресурсов родной державы.

Граница переходит на контракт

С осени 2005 года морских пограничников на 100 процентов укомплектуют контрактниками.

Фонд «Евразия» обновляется

Американская общественная организация «Фонд «Евразия», известная многим приморцам активной работой, связанной с выдачей грантов частным лицам и общественным организациям по ряду образовательных и социальных программ, сворачивает свою работу и на территории Дальнего Востока, и на западе Российской Федерации.

Мина замедленного действия

Послевыборные страсти в Лесозаводске не уступают по накалу предвыборным баталиям. Новую волну политического ажиотажа породило то, что состоявшиеся в конце декабря выборы в муниципальную думу не расставили всех точек над «i». А ведь депутатам нового созыва предстоит из своих рядов выбрать главу муниципального образования и «приложить руку» к назначению мэра.

Нарушители под штрафом

Всего семь человек прибыли 11 января на еженедельное заседание административной комиссии Владивостока. Это мало, потому что обычно комиссия рассматривает куда больше протоколов, составленных на нарушителей закона. Сказались, видимо, каникулы.

Последние номера